“БИЙНЁГЕР”
Этнохореографические источники повествуют, что
в прошлом были такие легендарные охотники, как
Болжат, Жантуган, Хустос, Ачкерил, Бопу, Зырышкы и,
наконец, Бийнёгер. Все они имели личные охотничьи
угодья, где могли промышлять только они: Болжат, к
примеру - в Суканском ущелье, Жантуган - в
Баксанском, Хустос и Бопу - в Чегемском, Зарышкы -
в Черекском, Ачкерил - в Малкинском, Бийнёгёр - во
всех ущельях Балкарии.
По сведениям этнохореографичеоких
источников, рядовые нарты охотились лишь с
разрешения указанных лиц. Все они хорошо знали
язык диких зверей и птиц и были самым.и почетными
гостями у бога охоты Апсаты. Их именами названы
многие места Балкарии и Карачая.
Легенда повествует, что якобы
охотник Бийнёгёр родился в селении “Юч тул”,
которое находится в Черекском ущелье. Бийнёгера
с малых лет научили метко стрелять из лука,
мастерски владеть всеми видами оружия, легко
преодолевать бурные горные реки и высокие горные
кряжи. К пятнадцати годам он был подготовленным
охотником, пропадая на охотничьих угодьях отца,
прекрасно знал все звериные тропы, знал, где
водятся дикие звери. Изучил он и повадки зверей, и
то, когда те приходят на водопой, где они пасутся,
в каких местах отдыхают. И еще прекрасно понимал
охотничий язык - его иносказательные формы.
Назубок знал охотничьи места, реки, озера, горы,
балки, овраги.
Наконец наставал день охотничьего
праздника в честь Апсаты, в канун охотничьего
сезона. Именно тогда Бийнёгеру предстояло сдать
экзамен на звание полноправного члена
охотничьего круга. И он с честью справился со
всеми испытаниями, показал разделывание барана,
приготовление пищи, постройку шалаша, метание
камня, поднятие тяжести, джигитовку, участвовал в
схватках с тигрицей, исполнил охотничьи танцы,
щесни, легенды.
Все поняли, что молодой Бийнёгер
был славным охотником и воином... На видном месте
установили флаг с изображением головы оленя.
Около него Бийнёгеру вручили лук со стрелами в
колчане, меч, щит, копье, пику, охотничий нож.
мужура (ледоруб) и охотничью собаку - Кёк парий
(особой породы).
Старейшина вручил ему бурку и
башлык, как знак признания Бийнёгера лучшим
охотником. Родич со стороны матери подарил ему
наборный пояс, по линии отца он получил чабуры
(обувь). Бийнёгер принимал дары, стоя на одном
колене у флага. А самая красивая девушка вешала
на руку Бийнёгера платок и плетку. Теперь
Бийнёгер мог ходить на охоту, не нарушая ее
правил. Каждый раз, возвращаясь с богатой
добычей, раздавал ее бедным, лишь малую толику
оставляя себе. Еще он обучал молоды,х охотников
береж но относиться к животным. Слава о Бийнёгере
разнеслась по всем ущельям Балкарии, Карачая,
Осетии, перешла границы других народов. На
торжествах рассказывали легенды о нем - метком
охотнике и отважном воине. Его именем называли
реки, холмы, камни, перевалы. Мальчиков нарекали
именем Бийнёгер. К нему обращались матери юных
джигитов за советом, просили обучить сыновей
искусству охоты. А каждая девушка мечтала стать
женой Бийнёгера. Любой мужчина старался стать
другом Бийнёгера. Именем Бийнёгера давали
клятву. Чтили знаменитого охотника в народе. Даже
бог охоты Апсаты с почетом принимал его у себя. Он
мог оживить убитую дичь, дуя на кости ее. И стадо
Апсаты не только не уменьшалось, а умножилось
вскоре. Бийнёгер и дочь Апсаты Байдымат полюбили
друг друга. Апсаты мечтал, что Бийнёгер станет
зятем его. Так и случилось.
Со временем Бийнёгер все же стал
нарушать законы охоты и грубо относиться к
Байдымат. Байдымат очень любила Бийнёгера и
скрывала от отца, что тот часто нарушает кодекс
чести. Постепенно и Апсаты стал это замечать. Он
сказал об этом Бийнёгеру. Увещевала его и
Байдымат, она молила мужа щадить природу. Но
Бийнёгер ничего не понял, возгордясь, продолжал
творить произвол над дикими зверями. А потом стал
терять меткость, стал бояться хищников, которых
раньше не боялся. Ясная погода казалась ему
туманной. Яркий день - ночью. Камень - дичью. Лужа -
озером. Ручеек - Бурной рекой. Маленький холмик -
скалой. Трава - непроходимым лесом. Яма -
пропастью. Охотничьи собаки его гибли на тропах.
Он часто терял оружие.
Вот уже стал Бийнёгер терять и
рассудок. А однажды сорвался со скалы и тяжело
заболел. Его выходила Байдымат. Когда же он
выздоровел, она вновь заклинала его проявлять
жалость к природе, но он не внял ее голосу. И
теперь охотники, Апсаты и Байдымат отвернулись
от Бийнёгера и прокляли его.
Как-то раз, на рассвете, Бийнёгер
отправился на охоту. Долго блуждал он по горам и
лесам, но не встретил ни одной дичи. От усталости
стали подкашиваться его ноги, Бийнёгер опустился
на землю и заснул крепким сном. Во сне увидел
орла, лягушку, рыбку, кабана, тура, зубра, которые
заговорили с ним и посоветовали ему, куда идти.
Проснулся Бийнёгер от грома и посмотрел по
сторонам. А ноги сами понесли его вперед. По пути
он встретил орла, сидящего на ветке дерева.
Бийнёгер спросил его, куда ему идти, ведь он знал
язык птиц. Орел подхватил охотника и полетел с
ним дальше. Вскоре опустил его около болота, где
квакала лягушка. Лягушка перенесла Бийнёгера
через болото на другую сторону, и он шел, пока не
оказался у речки. Только склонился, чтобы
напиться, его посадила на спину рыба и перенесла
на другой берег. На другом берегу был густой
непроходимый лес. Из леса вышел кабан, и он взял
на свою спину охотника и стал клыками прорубать
просеку. Долго шел Бийнёгер, пока не оказался у
пропасти. Здесь он встретился с туром. Тур ударом
головы перебросил его через пропасть. Перед
Бийнёгером выросла скальная стена. И он замер, не
зная, как перейти на ту сторону. С другой стороны
ударом головы зубр пробил большую дыру, и охотник
прошел через нее и оказался на лесной поляне. А
сам думал, что Апсаты и его дочь помогают ему
преодолеть все трудности. Но это было
заблуждение. Они лишь хотели заманить его на
гиблое место.
И вот Бийнёгер увидел на лесной
поляне белого оленя. Он поднял лук, забыв о том,
что белый олень считался у охотников священным
животным и стрелять в него строго запрещалось. И
еще Бийнёгер запамятовал, что никакая стрела не
возьмет белого оленя. В один прыжок тот оказался
на вершине высокой горы. Охотник с трудрм
добрался до вершины, но олень в два прыжка
очутился за высокой скалой. Когда Бийнёгер,
преодолев высокую вершину, приблизился к оленю,
то на охотника кинулись хищные звери. Он с трудом
оторвался от них и снова погнался за белым
оленем. Теперь между охотником и оленем
образовалось большое озеро. Пока Бийнёгер
переправлялся через него, олень вновь оказался
на вершине отвесной скалы. И вот Бийнёгер
поднялся на ту же вершину, а олень в это время
спустился вниз. Только охотник не мог
последовать за ним. Он оказался на площадке
отвесной скалы, откуда невозможно было
спуститься. И скала к тому же была окружена
густым туманом. Бийнёгер понял, что Апсаты
наказал его за то, что он нарушал священные
законы охоты. Теперь, обернувшись девушкой,
крикнул олень, что погибнет Бийнёгер медленной
смертью за все зло, что вершил он, и за то, что
обманул старшую дочь Апсаты. Наконец-то понял
охотник, что белый олень и есть дочь Апсаты,
которая мучала его, создавая, чиня преграды на
пути.
Две недели прожил Бийнёгер на
вершине скалы, не имея возможности спуститься
вниз. За все это время питался мышцами
собственных ног. К подножию горы сошлись все
жители окрестности, но помочь не могли. А жена
предложила броситься со скалы вниз. Он так и
поступил. В другом этнохореографическом
варианте охотник превращается в каменную
статую...
Танцевальное воплощение легенды
весьма разнообразное. К примеру, одно из них: на
танцплощадку выходит девушка в образе белого
оленя. Она делает несколько па и уходит за кулисы,
как бы спасаясь от преследования Бийнёгера. Тут
же появляется он и . преследует белого оленя.
Делая резкие повороты, смотрит по сторонам в
поиске оленя и тоже покидает танцплощадку в
поисках оленя. После ухода Бийнёгера снова на
сцене олень, спасающийся от преследователя.
Теперь он оказывается на краю танцплощадки, а на
другом-охотник, который целится в оленя. Олень
мечется по сцене, бросаясь с одного угла к
другому. Наконец, сделав большой прыжок и сбив
охотника, перепрыгнув через него, оказывается на
другой стороне площадки. В кульминационный
момент, в страхе, олень превращается в девушку.
Оба танцуют лирический танец. Девушка старается
получить в дар от охотника кольцо, чтобы тот
потерял силу. Ей это удается. А охотник, в свою
очередь, старается забрать ленту на ее косе, но не
может. Девушка вновь превращается в оленя.
Охотник преследует его. Он изматывается и теряет
силу. Олень взмахом рогов превращает Бийнёгера в
каменную статую.
Олень и охотник танцуют на высоких
полупальцах.