ТАНЕЦ “ТЕЙРИ” (ВЕРХОВНОГО БОЖЕСТВА)
В мифологии балкарцев и карачаевцев самое главное и почетное место занимает верховный бог Тейри, податель всех благ. Он имеет много эпитетов: Кёк Тейри (бог неба), Жер Тейри (бог земли), От Тейри (бог огня), Суу Тейри (бог воды). Топонимика Балкарии и Карачая сохранила ряд названий, относящихся к богу Тейри. Например, “Тейри тюбю” (место Тейри), “Тейри сууу” (вода Тейри), “Тейри терек” (дерево Тейри), “Тейри таш” (камень Тейри), “Тейри жол” (дорога Тейри), “Тейри къая” (скала Тейри) и др.
Г. Ю. Клапрот и И. Ф. Бпарамберг, упоминая о балкарцах, писали: “Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри, - М. К.), который является творцом блага. Они почитают по имени Тейри как первотворца всех благ” (205).
“В Чегемском ущелье выше часовни Хустос (Христос) сохранились развалины крепости Тейри-Къала. В прошлом язычники устраивали у этого святилища массовое празднество “Тейри той”, где исполнялись гимнические пеcни в честь верховного божества, сопровождающиеся массовыми танцами и игрой на музыкальных инструментах. Люди верили, что крепость была построена волей божества, и потому особо почитали ее. Обряд всецело посвящался воспеванию Тейри как единственного и могущественного покровителя всего земного и небесного. Он имел и календарно-обрядовые функции” (206).
Танец “Тейри той” начинался рано утром до восхода солнца и заканчивался ночью, когда появлялась луна. При этом исполнители танца “Тейри той” обращались с молитвами к солнцу, луне, звездам, чтобы год был благополучным. В танце принимали участие люди всех возрастов, кроме тяжело больных. Для “Тейри той” выбирали возвышенное место с ровной площадкой, где могло поместиться большое количество людей.
И это для того, чтобы было видно всем, кто проходил мимо. С четырех сторон возвышения разводили большие обрядовые костры, которые посвящались временам года. Здесь же были установлены обрядовые флаги с изображением солнца, луны, озера, реки, гор, скал, леса, ущелья, а также черепа диких и домашних животных.
“С днем летнего солнцестояния у горцев Карачая и Балкарии связано древнее поверье, согласно которому якобы наступала ночь “открытия дверей Тейри” (Тейри эшик ачылгъан кече). Согласно легенде, в эту ночь раскрываются “божеские ворота”, вода в реках приостанавливает свое течение (как бы засыпает), а камни “смягчаются”; все живое впадает в летаргический сон” (207).
Момент “открытия дверей Тейри” ярко выражен в танце “Тейри той”. Исполнители его образуют большой круг, изображая солнце. Круг исполнителей то раскрывается, то закрывается, показывая момент “открытия дверей Тейри”. Летаргический сон в танце передается тем, что все исполнители некоторое время стоят неподвижно, затем снова начинают танцевать. Приостановка рек передается наклоном корпуса вправо и влево; смягчение камня - опусканием ног с полупальцев на всю ступню.
“Открытие неба” происходит обычно между девятнадцатью и двадцатью часами, и наблюдать его могут только “самые счастливые люди”. В момент “открытия неба” горизонт озаряется странным светом, останавливаются реки, земля становится ровной. По рассказам информаторов, любые желания, загаданные в момент “открытия неба”, всегда исполняются” (208). Данный вариант танца исполняется иначе. Танцоры руками обхватывают свой корпус, затем разводят руки в стороны, изображая “открытие Тейри”. Остановка рек передается приседанием исполнителей, земля - шаги на полной ступне. Желание исполнителей в танце передается так. Парни стоят в стороне от девушек. Парни говорят “Тейрини эшиги ачылды” (двери Тейри открылись), после чего девушки обязаны подойти и пригласить их на танец. Девушки подходят к парням и берут под руку. И говорят: “Вот мы исполнили ваше желание”. Но и парни могут пригласить девушек на танец, услышав “Тейрини эшиги ачылды” (209).
В сел. Бызынгы находился большой камень, который именовался “Къош таш”; он якобы принадлежал Тейри. Сюда приходили жители селения, приносили обрядовую пищу и оставляли на нем. При этом жители через камень обращались к Тейри на коленях. С именем Тейри связывались и весьма почитались белые и черные камни жителями Бабугента. Здесь же совершали жертвоприношения (210).
В танце парни берут черные камни, а девушки белые, и танцуют вариант танца “Тейри той” вокруг камня “Къош таш”. Затем парни и девушки меняются камнями. Причем парень меняется с той девушкой, которая по душе ему. При атом парни говорят девушкам: “Дай бог всем столько детей в каждом роду, сколько у танцующих камней”.
Радуга у балкарцев и карачаевцев называется “Тейри къылач” (меч Тейри). В танце “Тейри той” она выражается полукругом девушек и парней. Парни берут под руку девушек и плотным полукругом двигаются вправо, влево, вперед и назад, изображая радугу. Эта фигура в та нце называется Тейри къылыч.
Обращение к Тейри часто встречается в магических и обрядовых песнопениях, здравицах-алгъышах, клятвах, молитвах, проклятиях:Тейри! Добрый Тейри!
Ты в"скале, ты в реке,
Ты в огне, ты в воде,
Ты справа, ты - слева (211).В танце “Тейри той” исполнители под песню поднимали руки взегх, обращаясь к Кёк Тейри (богу неба), затем протягивали руки вперед вниз к Жер Тейри (богу земли), протягивали правую руку к От Тейри (богу огня), затем влево - к Суу Тейри (богу воды):
Белого барана голова,
Черного барана голова,
Дрожащей верхушки травы,
А Тейри - всех выше (212).Двое парней надевали маски черного и белого баранов и начинали танцевать вокруг парня, который держал флаг с изображением зеленой травы.
Когда вьгпадал “первый снег”, дети исполняли посвященную этому явлению традиционную обрядовую песню:По велению Тейри
Земля побелела, стала белой.
Горы побелели, стали белыми (213).В танце юноши в белых бурках выходят на площадку, затем поднимают головы вверх, как бы благодарят Тейри за первый снег. Солист раскрывает белую бурку и приподнимает плечи; получается изображение гор. Издали кажется, что горы побелели от снега.
В танце “Тейри той”- образы солнца и луны, которые отражаются большими и малыми кругами, образуемыми девушками и париями попарно. Большой круг - солнце, а малый - луна.