“ХАРДАР” (ТАНЕЦ ЗЛАТОРУННОГО БАРАНА)

     “Хардар” представляли в образе златорунного барана. К нему обращались с просьбой о хорошем урожае в ритуале “Сабан той”, когда устраивали праздник первой борозды. Это происходило весной. Тамата брал чашу, наполненную бузой, и произносил слова заклинания, обращение к Хардару; в них звучала просьба об обильном урожае” (199).
     “В балкарской мифологии Хардар представляется золотым бараном, и именуют его не иначе как Золотой Хардар или Алтын Хардар. Во-вторых, Хардар означает “изобилие”. Можно, хотя и не так часто, услышать, как балкарец, указывая на накрытый стол, говорит в подтверждение сказанного: “Ма бу хардар бла ант этеме”-”Клянусь вот этим хардаром (изобилием)” (200).
     В хореографии образ Золотого Хардара представляется мужчиной, одетым в шубу наизнанку; на голове у него желтый ободок с рогами. Золотой Хардар держит посох с изображением змеи. В здравицах имеются слова пожелания, чтобы пшеница выросла так густо, чтобы даже змея не могла проползти между колосьями. Все движения танца в честь Золотого Хардара исполняются вприпрыжку в подражание повадкам барана, которые передаются условно.
     В. Миллер и М. Ковалевский писали об этом празднике: “Так, на правой стороне реки Джилги еще не так давно существовал каменный домик, называвшийся навтциог. При нем держали быка, который назывался хычауагогюз (хычау ёгюз. - М.К.) и кормился за счет всего аула в течение года до месяца Хычауман (пасха - божий день).
     Когда приближался этот срок, быка выводили в поле и гадали об урожае: если бык мычал, обративши голову вверх, то лучший урожай будет на верхних пахотных участках; если вниз, то на нижних.
     Затем быка забивали, и начинался жертвенный пир. Каждая сакля к этому дню должна была приготовить ватрушки (хычин) и принести к домику. Жертвенные ватрушки были больше обыкновенных и отмечены углублениями, сделанными большим пальцем; им давали особое название - хычауаг-хычин, т. е. достойная бога лепешка” (201). Жертвенный бык в честь Золотого Хардара изображается маской быка. Юноша в маске быка поднимает голову вверх и танцует с прыжками и кружением. Затем, наклонив голову, совершает прыжки во все стороны. “Быка” окружают парни и девушки и танцуют вокруг него. Закончив танец, они уводят “быка” как жертвенного животного.
     Танец “Хардар” сопровождается песней. Певец стоит в середине круга или в стороне.

Верьте моей клятве:
Клянусь образом этого Хардара!
Наш бог - владыка - Золотой Хардар!
Наш бог-владыка-Золотой баран"
Хозяин земли - Золотой Хардар!
Богатства земли- Золотой Хардар!
Защитник земли - Золотой Хардар!
Любимец людей - Золотой Хардар!
Безмерно чтимый-Золотой баран!
Безмерно чтимый - Золотой баран! (202)

     На первой фигуре танца “Хардар” исполнители протягивали руки в сторону “быка”, указывая, что он приносится в жертву Хардару. На вторую фигуру- приближаются к “быку” и отходят назад. На третью фигуру - все идут по кругу. Затем круг раскрывался и все общей линией двигались вперед. Общей же линией покидали площадку.
     Обществейный пир в честь Золотого Хардара был весьма пышным. “Пир завершался коллективной ритуальной круговой пляской” (203). Девушки выходили на площадку, каждая из них держала поднос с чашей, как бы изображая обилие пищи и напитков. С ними танцевали парни, составляя пару. В конце танца девушки передавали парням подносы и чаши. Парни делали вид, что они получают еду с рук и имитировали питье и еду.
     Юноши приготавливали маски золотого барана и надевали себе на голову. Они старались, чтобы девушки не узнали, кто под маской, и приглашали их на танец “Хардар”. Если большинство девушек не узнавали своих партнеров под масками, то урожай непременно будет богатым, предсказывали присутствующие.
     Самым популярным в народе был вариант танца “Хардар”, который исполнялся под “мюйюз къобуз” (свирель из бычьего рога). Тамата о бряда (тёречи) брал чашу, наполненную бузой, и обращался со словами-заклинаниями к божеству, чтобы оно ниспослало обильный урожай. Чашу большого размера передавали из рук в руки, затем самый молодой участник обряда исполнял на музыкальном инструменте - мюйюз къобуз - мелодию, посвященную божеству плодородия, и песню “Хардар” (204). Парни и девушки начинали та нец медленно, постепенно увеличивая темп. Когда танцующие покидали площадку, то тёречи - музыкант - шел впереди, не прерывая мелодию. И шел о н вначале спиной к танцующим, через некоторое время поворачиваясь лицом к ним. Играл он в очень быстром темпе.

Hosted by uCoz