ТАНЕЦ ПРОРОКА ИЛЬИ "ЭЛИЯ"
В Балкарии сохранились названия мест, связанные с именем Элия (божество молнии). Такими являются "Элия ургъан" (место, где ударила молния), которое находится на правом берегу реки Чегем, ниже сел. Н. Чегем; "Кюйген сырт" - (обгоревшее плоскогорье). Близ Эльтюбю находится камень Элия таш (камень Элии), который посещали балкарцы, когда болел ребенок. Туда носили обильную пищу, часть поедали, а часть оставляли на камне (39). О балкарцах Г.Ю. Клапрот писал: "Они утверждают, что он (Элия) часто является на вершине самой высокой горы; они приносят ему с пением и танцами в жертву ягнят, молоко, масло, сыр и пиво" (40). То же самое находим в статье "Болкары" И. Ф. Бларамберга (41).
В балкаро-карачаевской хореографии Элия предстает с копьем, одетым в шлем, - кольчугу, с мечом на боку и кинжалом на поясе, при этом он огромного роста, с большими руками, его не берет никакая стрела и никакой меч. Когда Элия скачет на коне, то гремит гром, а когда пускает стрелу, то бьет молвия. От пота Элии идет дождь. Из ноздрей коня Элии выходит густой туман. От крика Элии дрожат горы.
Первый вариант. В танце "Элия таш" двое мужчин становятся на колени лицом друг к другу. Появление Элии на вершине высокой горы отражается в танце: его имитирует мужчина поднятием рук над головой, которые обозначают двуглавый Эльбрус. Вокруг мужчины кружится парень в раскрытой бурке, изображая Элию.* * *
В 1979 году в Балкарском ущелье у столетнего сказителя Хамида Тогузаева была записана прекрасная песня "Элия". По рассказу информатора, когда он был подростком, в аулах Большой Балкарии люди осенью собирались у святилища Уллу Тотур, танцевали и пели эту песню:
В стране нартов весь народ собрался, Элия!
Народ ждет поклониться (тебе), покажись же, Элия!
Без тебя, кто ночью осветит наш путь, Элия!
Без тебя, кто же (решится) ночью в поход отправиться, Элия!
Без тебя и вкусный сыра не пьем, Элия!
Не увидев тебя, не можем спать до рассвета, Элия!
Наши старики, (даже) умирая, почитают тебя, Элия!
Просят у тебя благословения, когда они умирают, Элия!
Обратившись к тебе, силу, мощь мы просим, Элия!
Как тебя, никого мы не можем любить, Элия!
Черный ворон будет нам попутчик, Элия!
С вестью к тебе полетит, Элия! (42)На площадку выходят исполнители танца "Элия". За ними появляется парень в роли Элии, который держит большую почетную чашу "Агуна". Он подзывает другого парня, который стоит без головного убора и оружия. "Элия" ставит чащу с бузой на пол. Он велит парню поднять чашу одним'и зубами, без помощи рук. Парень расставляет ноги, наклоняется к чаше и зубами поднимает ее, не пролив ни одной капли. Подняв чашу, он получает шлем и оружие. После чего считается посвященным в ряды нартов. Затем чаша идет по кругу, "нарты" пьют из круговой чаши. Под пение исполняется танец. В конце его посвященный в нарты опускается на правое колено и целует знамя, после чего воины покидают сцену.
Второй вариант танца "Элия". Молодого воина, вручив ему оружие, пропускают между рядами других воинов, которые держат пики, наклонив их и соединив концами. Так они благословляют молодого воина на героические подвиги. Ему вручают знамя; он становится впереди всех и уводит воинов со сцены.
Третий вариант танца "Элия". В нем показаны метание кинжалов в цель и фехтование мечами. Исполнители делятся на две партии и демонстрируют свое джигитское мастерство. Военные упражнения сочетаются с пляской.
В танце "Элия" представлен и образ эмен (дуба). Исполнитель встает на носки, изображая его корни. Руки танцора слегка отводятся в сторону (густая крона). Затем поднимается до пояса (могучие ветки дуба). Корпус исполнителя слегка качается (ствол дуба качается от ветра). Голова танцовщика-макушка дуба; одежда-кора дуба; раскрытые ладони-листья дуба; пальцы зажаты в кулак-шишки дуба. Образ дуба сохранился в танце "Элия", вероятно, потому, что молния обычно метит по дубу и точно попадает в него.