ПОХОДНЫЙ ТАНЕЦ “ЖОРТУУУЛ”

     Танец “Жортууул” исполнялся перед военным походом и после него. Он имеет множество вариантов. В одном варианте участвуют только мужчины, а в другом - мужчины и женщины. Мужской вариант исполнялся двухъярусным кругом вокруг зажженных костров. В танце использовалось изображение головы волшебной лошади нартов Гемуда. Здесь участвовали мужчины, которые отличались силой и ловкостью. Танцоры нижнего круга брались за плечи или за пояса друг -друга. Получалась как бы сплошная круговая стена, скрепленная переплетенными руками. Верхний круг мужчин вбирался на плечи нижнего круга: двухъярусный круг напоминал оборонительную боевую башню.
     Круг двигался вправо и влево: в начале медленно. Затем темп наращивался. Распорядитель танца (бегеуль) вливал бузу в рот нижнему кругу мужчин. Мужчины верхнего круга сами брали в руки рог с бузой, освободив одну руку, и пили ее. Если нижний круг уставал, то верхний спускался на землю. Теперь участники нижнего яруса менялись местами с верхним. Движением двухъярусного круга и сменой ярусов руководил распорядитель танца, который взмахом меча указывал, что делать. Иногда меч заменяли флагом нартов.
     Есть такой вариант, когда в данном танце участвуют и девушки. Они и мужчины раскрывали двухъярусный круг, образуя полукруг. Полукруг закрывался, и внутри его уже девушки образовывали одноярусный круг, руки и плечи их смыкались. Это придавало рисунку воинственный характер, в котором “живая крепость” защищала девушек от нападения врагов. Двухъярусный полукруг означал ворота крепости. Мужчины двигались вправо, а девушки - налево, и наоборот.
     Во втором варианте молодого воина посвящали в ряды воинов в присутствии массовки. Он должен был пройти испытания: поднять и толкнуть как можно дальше несколько тяжелых камней, согнуть железный предмет и отдать вожаку воинов, побороть атлетов, положить их на лопатки, перечислить имена нартских героев Ерюзмека, Алаугана, Рачыкау, Карашауая, с первого выстрела из лука попасть в метку, проделать приемы джигитовки, кинуть копье или пику на дальнее расстояние, с живой ношей пройти определенное расстояние на носках. Затем опуститься на одно колено и обнять меч или пику, давая сидящему священную клятву, и обязательно у очага, коснувшись очажной цепи.

* * *

     Из источников следует, что Сатанай умела готовить волшебный напиток, отведав который перед военным походом, воин становился бессмертным. Стрелы отскакивали от такого воина, пики и копья не могли пронзить его тело.
     Третий вариант танца “Жортууул” начинается с отведывания “напитка бессмертия”. Одна девушка выступает в роли Сатанай. Она берет пальцами роги (до 16 шт.) и столько же платочков. Ее выводят парень и девушка, голова которой покрыта большой шалью. Участники выстраиваются с двух сторон в две линии. К Сатанай подходят парень и девушка. Парень берет платочек, а девушка - рог. И так по очереди поступают все пары, образуя смешанный полукруг. Когда Сатанай заканчивает раздачу рогов и платочков, подходит парень в роли Ерюзмека и снимает с головы девушки большую шаль, взяв ее руку. Девушки парням подают роги с “напитком бессмертия”, парни им дарят платочки. Пары исполняют танец. В нем рисунки линейные, зигзагообразные, диагональные, полукруги, круги. В конце танца девушки принимают роги и возвращают платочки. Парни отправляются в поход, девушки машут вслед платочками.

Hosted by uCoz