ТАНЕЦ ЗНАКОМСТВА “ТЮЗ ТЕПСЕУ”
Танец “Тюз тепсеу” (танец приглашения или танец знакомства) исполняется на всех торжествах. В древних вариантах участвовала большая группа людей, если танец имел обрядовый характер. Обрядовые варианты исполнялись в строгой последовательности фигур и па. Тот, кто нарушал строгую последовательность фигур, выходил из круга. В обрядовом варианте танца участвовали парни и девушки, составляя пары.
В народе считалось, если “Тюз тепсеу” исполнить с эротическими элементами перед пахотой, то увеличивалось плодородие почвы и был изобильным урожай. Парень в маске Алтын Хардар (золотого барана) исполнял эротические движения перед девушкой в танце “Тюз тепсеу”. На пахоту приглашали беременную женщину, которая шла впереди быков, пахарь держался за ручки плуга и кричал “сабан семиз болсун, мирзеу кёп болсун” (пусть земля будет плодородной, урожай - богатым). Беременная женщина, по их представлениям, якобы воздействовала на плодородие почвы и изобилие урожая. И еще в этих же целях женские и мужские куклы тарами устанавливали на видном месте, вокруг них исполняли “Тюз тепсеу”, как бы играя свадьбу перед пахотой. Причем на этой же свадьбе в роли жениха и невесты выступали красивые девушка и парень. Вокруг “молодоженов” исполняли танец “Тюз тепсеу”. На ручки горского плуга вешали шерстяной платок и овчинную шапку, благословляя пахаря, чтобы урожай был такой же “густой”, как руно платка и папахи. Вокруг плуга исполняли танец “Тюз тепсеу”. Лопату устанавливали вертикально, обвязывали платком, надев поверх овчинную шапку. Несколько пар исполняли опять-таки вокруг лопаты танец “Тюз тепсеу”. Тот же танец исполняли вокруг быка, украшенного лентами. На одном роге у него был завязан платок и на другом надета шапка, и вновь исполнялся танец “Тюз тепсеу”.
Перед перегоном скота на летние пастбища совершали обряды, чтобы сохранить приплод скота от болезней, нападения хищных зверей, от падения в пропасть, для изобилия трав. На барана-производителя надевали шапку, а на самку - платок; бурку устанавливали на посохе в вертикальном положении; на козла-вожака надевали платок и шапку, водили его по дворам селения. При этом каждому дому желали много скота и сохранения его приплода. Пастухи обменивались посохами, башлыками, бурками. В конце обряда исполняли танец “Тюз тепсеу”. На пастбище чабаны вокруг посоха, обвязанного башлыком, исполняли “Тюз тепсеу”. Часто обряд дополнялся обращением к божествам Аймушу и Маккурушу. Когда пастухи спускали скот на зимние стоянки, то устанавливали флаг с изображением головы первого божества и исполняли вокруг него “Тюз тепсеу” для благополучного возвращения с пастбищ.
Перед выходом на сенокос также совершали различные обряды, чтобы была благоприятная погода для косьбы и чтобы трава была густая и высокая. Обряды сопровождались танцем “Тюз тепсеу”. В честь божества Чоппа совершали жертвоприношения (козы, барана). Шкуры жертвенных животных развешивали как флага (до конца уборки сена). Косари произносили пожелания: “пусть трава будет такая густая, как шерсть на шкурах жертвенных животных”. Танец “Тюз тепсеу” исполнялся вокруг флагов. Перед выходом на сенокос не трогали места ульев, считалось, что сезон будет дождливым. У реки разводили большяе обрядовые костры, чтобы лето было жарким. Танец “Тюз тепсеу” исполняли до пота, чтобы погода была благоприятной. В конце сенокоса устанавливали вертикально высокий шест, на конце которого прикрепляли пучок скошенной травы для того, чтобы скирды сена достигали такой же высоты. Вокруг шеста молодежь исполняла танец “Тюз тепсеу”. Жнецы так же, как и косари, совершали подобные обряды.
При посеве и прополке кропили водой войлочные шляпы, чтобы на время всходов была достаточная влага; после посева устанавливали бодуркъу (чучело-пугало), чтобы охранить посеянные зерна от птиц; во время всходов заменяли новым бодуркъу, чтобы отпугивать диких кабанов. Все эти действа сопровождались исполнением “Тюз тепсеу”.
Праздник урожая также не обходился без “Тюз тепсеу”: на острие гладкого шеста подвешивали яблоки, груши, чеснок, лук, орехи, которые надо было достать. Юноши с закрытыми глазами пытались добраться до макушки шеста и взять хотя бы один приз. По гладкому шесту попробуй поднимись! А возьмешь приз, отдай той девушке, которая по душе. Девушка в свою очередь дарила свой платочек или выходила на танец “Тюз тепсеу”. “Предсказывала”, какая жена достанется юноше. Если попадется кислое яблоко, то говорили, что у юноши жена будет с крутым характером, сладкая груша-верная жена, лук-скандальная, чеснок - злая.
Когда женщина ожидала родов, то юноши и девушки после общественной еды у камня “Байрым таш” исполняли танец “Тюз тепсеу”, чтобы роды прошли легко. Танец начинался медленно с переходом на подвижный танец “Тёгерек” и “Асланбий”. Эти же танцы исполнялись, когда на свет появлялся ребенок. Бесплодные женщины вместе с кукла.ми водили хороводы, а также исполняли танец “Тюз тепсеу”. Они надеялись тем самым забеременеть.
Дружки жениха отправление за невестой начинали с исполнения танца “Тюз тепсеу”. Причем каждая пара для удачи имитировала молодоженов. Проезжая мимо камней Байрым, Тейри, Апсаты, Аштотур, Айлангъан таш, Къарындаш таш, свадебный поезд останавливался, чтобы станцевать “Тюз тепсеу”.
В доме невесты встречали дружков жениха также танцем “Тюз тепсеу”. Со стороны невесты запрашивали лучшего танцовщика из дружков жениха для сольной партии. Если подносили наполненную чашу с бузой, надо было станцевать, установив ее на голове. Если танцовщик проливал хотя бы каплю бузы, то за эту оплошность платил штраф тому, кто подносил чашу. Не всякий соглашался танцевать “Тюз тепсеу” с чашей на голове. Для этого долго тренировались. Девушка могла использовать поднос. Опытные танцовщики и танцовщицы исполняли танец “Тюз тепсеу” с тремя чашами на голове. Такой мастер получал бурку, кинжал, шапку, черкеску, бешмет, лошадь и другие призы.
Основные рисунки танца “Тюз тепсеу”, которые раскрывают характер и содержание танца.
Прямая линия означает представления участвующих в танце. К примеру, большой круг - бесконечная жизнь. Полукруг- счастье всем парам. Зигзагообразное построение - счастье трудно достается. Две линии - равенство. Диагональ - счастье пополам. Малые круги - почет и уважение. Малые полукруги-ожидают трудности. Линии клином - большая любовь. Перекрещенные линии - брачная связь.
Юноша, отделив свою партнершу от группы девушек, то наступал, то отступал, а она повторяла его движения. В данном случае, наступление или отступление означает похищение девушки.
Юноша и девушка, встречаясь правым плечом, делали ход до за до. Обратно он возвращался, встречаясь с партнершей левым плечом. Затем они оказывались лицом к лицу. Такой ход означал выбор любимой девушки.
Юноша обходил девушку, выражая особую любовь. А если она поворачивалась по ходу движений юноши, то это означало взаимность чувств.
Девушка и юноша расходятся и приближаются, становясь лицом к лицу. Этим они выражали любовь и разлуку. Затем они танцуют на месте - любовь. Девушка и юноша двигаются боковым ходом вправо и влево. Она кокетничает.
Если девушка и юноша вращались в одну сторону, это означало согласие на совместное исполнение танца. А если - в разные стороны, то воспринималось как отказ.
Движение и положение рук юноши в танце “Тюз тепсеу”. Юноша делает движение правой рукой к себе ;и от себя, которое означает приглашение девушки на танец. Затем все повторяется с левой руки. А девушка в ответ поднимает правую руку вверх вперед и опускает вниз, как бы соглашаясь исполнить танец с юношей (своеобразный реверанс).
Когда юноша и девушка поднимают обе руки вверх вперед и опускают вниз, то этим они выражают взаимное согласие на исполнение танца “Тюз тепсеу”.
Юноша поднимает одну руку вперед, а другую заводит назад, вниз. Такое положение рук символизирует глубокое уважение к своей партнерше.
Когда юноша и девушка танцуют лицом к лицу, то они часто меняются местами, и пои этом он поднимает руку вперед, давая ей знак поменяться местами. Если юноша поднимает правую руку, то следует меняться местами с правой стороны, а если левую - то пройти налево.
Юноша становится рядом с девушкой, направляя одну руку вперед, другую назад. Такое положение рук указывает направление движения танцующих. Юноша указывает своей партнерше куда идти, “водит”, дирижирует в танце.
Основной ход танца - шаг на полной ступне ног и на полупальцах. Старики танцуют на полной ступне или слегка приподнимаясь на полупальцы. Молодые исполняют танец на высоких полупальцах или на носках, как бы соревнуясь друг с другом.
Весьма популярным вариантом танца “Тюз тепсеу” является “Сюзюлюп” (плавный; струящийся, грациозный). В танце “Сюзюлюп” парень выступает в образе рыбака, а девушка - рыбки. Юноши и девушки образуют две противоположные линии, изображая реку. Внутри двух линий находится девушка, которая изображает рьгбку. А за линиями стоит исполняющий роль рыбака. Девушка делает плавные движения руками (плавниками). Парень поднимает правую руку высоко над головой, протянув руку вперед, левую руку заводит назад, вниз. Указанные положения рук означают удочку, которой танцор хочет поймать рыбку.
Юноша-рыбак проникает вовнутрь линии-речки, а на линии образуется большой круг, который изображает горное озеро. Танцор оказывается за кругом, чтобы поймать “рыбку”. Но ему мешают “берега”, а “озеро”, сужаясь и расширяясь, изображает прилив и отлив. Девушка-рыбка танцует внутри кругов-озера.
Парень-рыбак мечется от одного круга к другому. Все танцующие образуют большой полукруг. А теперь, в момент, когда рыбак уже поймал ее, рыбка превращается в красивую девушку. Танцующие расширяют полукруг и начинают хлопать в ладоши. Девушка идет по кругу, парень за ней. Сделав один круг, парень и девушка занимают позицию друг против друга. Парень старается ухаживать за красавицей. Но девушка с кокетством делает вид, что не замечает его. Парень “рисует” развороты друг от друга. Но вот они встречаются глазами, и девушка снова резко отворачивается от парня, ускользает от него. Но он догоняет ее, став на ее пути. Они несколько раз меняются местами. К танцующим присоединяются все хлопающие. Каждая пара исполняег свою партию.