ТАНЕЦ БОГИНИ ОЧАГА “ТЕПАНА”
Танец “Тепана” (Богиня очага) имеет несколько вариантов, но главным являются трудовой и свадебный. Трудовой вариант танца “Тепана” отразил процесс строительства горских жилищ. Горский дом строили всеми жителями (Изеу) селения. Оказать помощь было святой обязанностью, независимо от родственных отношений и социального положения. Если семья не могла накормить всех, которые пришли помочь, то те приносили с собой пищу и орудия труда. Каждый участник “изеу” старался от души помочь строящимся.
Для строительства нового дома выбирали участок, соблюдая все обычаи, и совершали ряд обрядов для благополучия семьи. Через выбранный участок прогоняли скот и птицу - быка, корову, яка, барана, козла, лошадь, осла, курицу, петуха, утку, индюка, гуся, чтобы новая семья имела много скота и птицы. Скот гнали мужчины, птицу - женщины. Над участком также проносили немного пшеницы, ячменя, проса, фасоли, лука, чеснока, ореха, чтобы они были в изобилии. В танце “Тепана” все это передается с помощью реквизита (фигурки животных, птиц, овощей, вырезанных из дерева) в руках исполнителей танца.
На выбранном участке разводили большой костер, чтобы в доме было светло и тепло, и для очищения от зльпх духов. Обрядовый костер в танце “Тепана” воспроизводится большим кругом исполнителей, которые берутся за плечи друг друга. В середине круга находился парень с поленом.
К “выбранному для строительства участку” подносили с танцевальными движениями из танца “Тепана” орудия труда - лопату, кирку, топор, молоток, пилу, деревянные и железные гвозди, носилки и т. д.
“Траншею для закладки фундамента” начинал старший “с легкой руки”, который произносил здравицу, взяв в руки почетную чашу с напитком. После чего начинал рыть траншею. Это действо воспроизводится исполнителями танца, образующими четырехугольник. В середине фигуры находится исполнитель роли старшего с чашей.
Выбрасывание земли из траншеи и закладывание ее камнями передается сгибанием и выпрямлением корпуса с протянутыми руками; движения, отражающие выбрасывание земли из траншеи и закладывание камнями в танце “Тепана” передаются энергично и живо.
Стены дома обозначаются в танце поднятием рук над головой всеми исполнителями. Опорные столбы - приподниманием на полупальцы и опусканием на полную ступню, как бы говоря, что столб входит в землю; перекладины на потолке - протягиванием рук вперед. Наполнение кровли дома землей - образованием круга исполнителями, которые сужают и расширяют его. Трамбовку крыши - притопыванием ногами. Работа топором и молотком-взмахами рук; штукатурка и побелка-плавными движениями рук девушек вверх, вниз, вправо и влево; очажное отверстие над крышей обозначают кругом мужчин, которые держатся руками за плечи друг друга, и становящихся на одном колене. Дым, выходящий из очажного отверстия - медленным вставанием круга мужчин с колен; очажные камни (тыпыр) - кругом мужчин, сидящих на одном колене, когда руки протянуты вперед и слегка вверк; очажная цепь - вставанием мужчин в одну линию, взявшимися за руки; пламя очага - взмахами красных платочков девушек.
В день, когда начинали копать траншею, соседям не давали огонь: считалось, что в собственном доме он навсегда потухнет. Огонь в очаге возжигала женщина, которая пользовалась большим авторитетом у односельчан. Разведение огня в очаге-в танце показывается полукругом мужчин на коленях, а в середине круга девушка имитирует зажигание огня. Установка очажной цепи - кругом мужчин, стоящих на одном колене, взявшись за плечи; затем в круг входит девушка с цепью.
Окончание строительства дома отмечали торжественно, заканчивая общественным пиром. Старейшина произносил здравицу в честь всех, кто принимал активное участие в “изеу”, в честь семьи, родственников, соседей. Если в доме был cын, который собирался жениться, то ему желали удачной женитьбы. А если девушка должна была выйти замуж, то удачного замужества. Жители дарили посуду, орудия, баранов, волов и другую живность, чтобы семья быстрее встала на ноги. Юрий Асанов отмечает: “Когда стройка подходила к концу, т. е. утрамбовывали крышу, люди вокруг очажного отверстия исполняли танец “Тепана”, который сопровождался песней”.
Танец имел следующий рисунок: танцоры, взявшись за руки, становились в круг и, закинув “калачиком” правую ногу выше колена или вокруг очажного отверстия вначале вправо, затем, сменив ногу, влево и пели:Ои-ра, Ой-ра, Тепана,
Возьмем правую ногу,
Положим выше колена,
Пойдем выше колена,
Пойдем по кругу вправо,
Танцевать Тепана (143).Когда в новом доме установили кровати, столы, стулья, украшения, то над порогом прибивали подкову, как символ счастья, которая передается в танце полукругом. Дом охотника украшали головами тура или оленя, чтобы знали, что в нем живет охотник. Чтобы уберечь жилище от злых духов, в стену дома забивали железные предметы, которых те “пугались”. В дом пускали много детей, чтобы у молодой семьи их было побольше.
Во время изеу прохожих заставляли платить выкуп. Выкупом могли быть баран, золотые или серебряные вещи. Через порог дома надо было переступить правой ногой. Если кто-то переступал левой, то он оскорблял семью, как будто проклинал ее.
“После того, как крыша была утрамбована, самый старший разбрасывал на ней ячменные зерна для благоденствия и изобилия, и семья устраивала “курманлыкъ”, на который приглашались родственники, соседи и односельчане. Конечно, семье было не под силу накормить и напоить такое количество людей, поэтому здесь, как и при постройке дома, на помощь приходили родственники, которые помогали продуктами и напитками. Здесь заранее готовились хмельные напитки: буза и пиво (“сыра”).
На это торжество обязательно должны были быть приглашены музыканты, так как после общественного пира, во время которого произносились тосты в честь нового дома и его хозяев, начиналось .веселье - танцы, песни”. (Асанов Ю. См. указ. работу.)
Свадебный вариант танца “Тепана”. Перед отправлением ' дружков жениха в дом невесты девушка и парень исполняли танец знакомства. Движения мужчины свободные, а у девушки - плавные. Затем танец становился массовым. Пары шли по прямой линии, изображая дорогу, по которой должны отправляться к невесте. Из прямой линии образовывали извилистую, это означало, что дорога будет трудной и долгой. Исполнители шли клином, указывая, что при выводе невесты из дома будут чиниться преграды со стороны ее родственников. Танцующие перестраивались, пересекаясь крест-накрест. Это означало, что невесту могут похитить другие. Парни и девушки выстраивались в полукруг - счастье молодоженам. Полукруг замыкался. Это было пожеланием бесконечного счастья. Закончив танец, дружки жениха отправлялись за невестой.
В доме невесты дружки жениха исполняли танец “Тепана” с девушками. Во время танца девушки старались сорвать шапки с приезжих. Если удавалось, то последние платили выкуп.
“Функции очага в балкарском жилище не ограничивались хозяйственной и социально-бытовой сторонами; он играл весьма важную роль и в свадебных обрядах. Так, когда родственники жениха ехали за невестой, то их принимали в “уллу юй”, т. е. в большом доме, где был семейный очаг. Здесь собирались только старшие как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Накануне увоза невесты мужчины только со стороны парня, встав в круг, исполняли вокруг очага танец “Тепана”, который, как было описано выше, исполнялся еще и при строительстве жилища” (144). В некоторых ущельях танец “Тепана” именуется “Изеу”.