ТАНЕЦ СВАТОВ "СОЛМАН"

     Сваты играли весьма важную роль в брачном союзе жениха и невесты. От их расторопности зависело быть или не быть свадьбе. Они устанавливали срок ее, размеры свадебных расходов и т. д. В состав сватов подбирали авторитетных людей из родственников жениха, хороших соседей, друзей, умеющих красиво говорить и устранять возможные трудности. Если невеста была из Кабарды, Осетии, Дагестана или Абхазии, то в состав сватов включали кабардинца, осетина, свана, дагестанца и т. д., чтобы переговоры велись через переводчика. Свадебный вариант танца "Солман" именуется "Келечиле" (сваты). В варианте "Келечиле" звучат мелодии соседних народов Кавказа, а порой фрагменты некоторых танцевальных ритмов кавказцев. Перед отправлением сватов или дружков жениха обязательно исполняли танец "Келечиле". Этому придавали магический смысл, который мог обеспечить успех задуманного дела.
     На площадку выходил парень в роли старшего свата и хлопал в ладоши, приглашая всех на танец. Со всех сторон выходили парни и девушки в роли сватов. Затем они составляли пары, причем каждая пара исполняла свою партию, не повторяя других. Этот вариант начинался парами под руку, где парень правой рукой брал под левую руку девушку. Через некоторое время парни и девушки танцевали на расстоянии, не касаясь друг друга. Обе части исполнялись в лирическом ключе. Третья часть танца была подвижного характера. В финале на площадку выходила девушка в роли матери невесты, которой дарили подарки - кольцо, браслет, серьги, бусы, монеты, платок. За ней парень в роли отца невесты, которому преподносили бурку, бешмет, черкеску, рубашку, башлык, кинжал, ноговицы, плетку. Отец и мать исполняли вариант "Келечиле". Во время исполнения ими - танца, все сваты хлопали в ладоши. Закончив танец, родители приглашали сватов в "дом", и все покидали площадку, имитируя прием в доме.
     Был и такой вариант танца "Солман". На площадку выходит девушка с веретеном. Навстречу ей - другая в роли свахи. Сваха гадает девушке, предсказывая ей будущего жениха. А девица улыбается, как бы не веря свахе. Но та упорно доказывает, что ее предсказание - правда. Обе покидают площадку.
     Затем на площадке двое парней в роли женихов-соперников. Первый парень высокого роста, а второй - небольшого. Причем первый самого высокого мнения о себе, а второй - просто веселый. Высокий поправляет рукава одежды, папаху, а второй любуется собой. Вот они встретились на середине площадки. Первый небрежно и надменно подает руку второму, не глядя в его сторону. Они расходятся в разные стороны площадки и, словно позируя, поправляют усы. Потом меняются местами и смотрят друг на друга. Движения их комические. Во время танца женихов появляется девушка в роли свахи. Парни не знают, кем является девушка: то ли она сваха, то ли невеста. Они приглашают ее на танец. Та соглашается. Свое согласие станцевать с женихом она передает протягиванием рук вперед и раскрыванием их в стороны. Ладони рук девушки развернуты вверх. В свою очередь, женихи благодарят девушку за согласие прикладыванием правой руки к сердцу.
     Парни становятся с двух сторон девушки. Все трое двигаются вправо, влево, вперед и назад. Девушка видит, что парни пытаются ухаживать за ней. Она взмахом рук дает понять, что не нуждается в их внимании. Парни предлагают девушке подарки. Каждый из них старается привлечь девушку на свою сторону, и оба кружатся вокруг нее. Девушка не знает, как вырваться из "окружения" парней. В этот момент появляется невеста с подругой, которая держит плетку. Одновременно с другой стороны выходят жених с девушкой в роли сестры и его друзья. Женихи-соперники в растерянности. Тут же появляется девушка со стороны жениха с платьем для невесты. Она делает почетный круг и преподносит платье. Невеста с поклоном благодарит жениха за подарок. Это обручение. Затем невеста дарит плетку жениху. Жених берет плетку и вешает на пояс в знак того, что он согласен стать мужем. Женихи-соперники отворачиваются от невесты и жениха. Сваха успокаивает женихов-соперников. Она предлагает исполнить танец "Келечиле" под руку". Все парни приглашают всех девушек на танец. Парни правой рукой берут девушек под левую руку. Пары исполняют несколько фигур.
     Один из парней объявляет танец "Тюз тепсеу". Девушки становятся с одной стороны площадки, а парни - с другой. Жених исполняет танец с невестой или другой девушкой в лирическом плане. Затем первая пара уступает место другой паре. Вторая пара исполняет танец более свободно. Закончив его, вторая пара приглашает на танец третью. В третьей паре девушка танцует то с кокетством, то с капризами. Но все это в шуточной форме. Парень старается угодить девушке. К концу она дает понять, что шутит. Оба заканчивают танец весело. Четвертая пара начинает танец медленно и к концу переходит к быстрому темпу. После четвертой пары все покидают площадку.
     В третьем варианте все парни дарят небольшие подарки своим партнершам. Если девушка не приняла подарок, то ясно, что ей не нравится парень. И девушку не осуждали присутствующие, да и сам парень не обижался. Свой отказ девушка мотивировала тем, что подарок дорогой, выражая это касанием руки подарка, возвращая его через подругу.
     В четвертом варианте парни раскладывали свои подарки на табуретке и отходили в угол площадки, а девушки брали по одному подарку. Затем поднимали дары вверх, как бы спрашивая, кому подарок принадлежит. Каждый парень танцевал с той девушкой, к которой попал подарок. Если партнер нравился девушке, то подарок она оставляла себе, а если нет, то возвращала обратно. Вне танца, в присутствии людей, парень не имел права одаривать девушку.

Hosted by uCoz