ТАНЕЦ ПОКРОВИТЕЛЯ ОВЕЦ И ПАСТУХОВ "АЙМУШ"

     Аймуш (покровитель овец и пастухов) (125), оберегающий их от болезней, горных обвалов, урагана, падежа, нападения хищных зверей и разбойников, сохраняющий приплод и помогающий пастухам во всем.
     У балкарцев и карачаевцев, протянув руку над бараном, давали клятву, что он не украден, и призывали в свидетели Аймуша (126). Если на рога и шею коровы или быка, на холку лошади вешали всякого рода амулеты как обереги от злых духов, то на шею или на рога барана не вешали ничего, ведь баран сам являлся оберегом. А если давали клятву, то непременно касаясь шерсти барана. При рождении ребенка ему кровью жертвенного барана мазали лоб, щеки и подбородок для того, чтобы он был крепким, как рога барана. "Магической силой наделялось не только само животное, но какая-либо часть его, особенно рога барана-производителя, которые считались лучшим оберегом. Недаром при строительстве дома под полом закапывали рога барана, которые призваны были ограждать жилище от любого несчастья. Нет сомнения, что распространенный балкарский орнамент в виде бараньих рогов на кийязах служил этой же цели" (127).
     Первый вариант танца "Аймуш". Площадку застилают кийизом, а на него кладут баранью шкуру. С трех сторон площадки выходят трое парней. Один парень в маске барана, исполняющий роль Аймуша, двое других - в роли пастухов с посохами. Пастухи касаются руками шерсти шкуры, давая клятву, что будут хорошими скотоводами и не нарушат традиций. Аймуш касается руками головы пастухов, благославляя их. Все трое исполняют танец "Аймуш". Закончив танец, все покидают площадку.

На Жайгыз не влезающий Аймуш (т. е. не допускает святотатства),
Друга не предающий Аймуш,
Неусыпный (пастух) Аймуш,
Просящего одаривающий не одной овцой Аймуш,
Ленивого пастуха не любящий Аймуш,
Отару без пастуха пасущий Аймуш,
Златорогий белый баран Аймуш!
Если (решишь) дать, дай нам (овец), Аймуш!
Без тебя нет жизни, Аймуш! (128)

     Во время этого обряда исполняли песни-пляски в честь Аймуша (129).
     На танцплощадку выходит парень в маске барана, который исполняет роль Аймуша. А следом - Аймуш обнимает парня и дарит чабанский посох. Парень берет посох и любуется им и от радости танцует танец Аймуш.
     К Аймушу и пастуху направляется "лентяй". Хлопками Аймуш останавливает его и пальцем указывает в сторону, т. е. прогоняет. Тот дает клятву, что исправится, Аймуш прощает его. Все трое исполняют "Аймуш".
     "В одних песнях и легендах Аймуш - зооморфное божество - представляется в образе белоснежного барана с золотыми рогами и блестящими глазами. Позже его образ трансформируется и приобретает антропоморфный облик. Оставаясь покровителем овцеводства, божество наделено всеми человеческими качествами. Он чрезвычайно почтителен, добр, трудолюбив и расторопен, что нашло отражение и в песне-пляске о нем:

Золоторогий белый баран, Аймуш!
На берегу озера останавливается Аймуш!
Если хочешь, дай нам (овец), Аймуш.
Без тебя нам нет жизни, Аймуш.
Стельных овец не трогает Аймуш,
Грубого пастуха не любит Аймуш.
Свирель твоя из упыря, Аймуш,
У озера Хурла-Кёль следы твоих ног" (130).

     Образ Аймуша и на сцене представлялся маской барана. Рога маски изготовляются из озолоченной парчи, бешмет из белой шерстяной ткани. Озеро изображается исполнителями, берущимися за плечи друг друга. В стороне от круга стоят парни с посохами в роли пастухов. Аймуш подзывает одного из них и дарит барана. Все пастухи благодарят Аймуша. Он делает замечание одному пастуху, который держит неправильно посох (дескать, повернул крючок к себе).
     Аймуш начинает играть на свирели; пастухи танцуют. Потом и Аймуш присоединяется к танцующим. Закончив танец, пастухи цепочкой идут вслед за Аймушем и покидают танцплощадку.
     На зимовках с 1-го по 15 декабря проходила случка овец "къочхар къошуу". Этот период завершался обрядовой игрой "Боранкелди оюн" (131).
     В фольклоре балкарцев и карачаевцев имеется ряд сказок, преданий, легенд, песен, игр, танцев, целые хореографические произведения, посвященные божеству Аймушу, которого весьма глубоко почитают и дают священную клятву его именем.
     В народной хореографии балкарцев и карачаевцев сохранился обрядовый вариант танца "Аймуш". Его совершали, когда юношу посвящали в пастухи. Из озера Чирик-кёл (Голубое озеро) брали воду в новую посуду, которую держал в левой руке опытный пастух. Он же в правой руке - посох. К нему подводили юношу, достигшего пятнадцатилетнего возраста. Другой опытный пастух "тянул" юношу за уши. Тот касался правой рукой шкуры барана, потом спускал левую руку в посуду с водой, взятой из эзера Чирик-кёл, а правой рукой брал посох у опытного пастуха и давал клятву именем Аймуша. Во время обряда никто не разговаривал, кроме юноши. Было такое поверье: если юноша нарушал клятву, данную именем Аймуша, то его бараны и он сам могли утонуть в озере Чирик-кёл.
     В источниках имеются сведения, что пастухи испытывали перед озером Чирик-кёл чувство суеверного страха. Если ночью гнали отару овец мимо озера Чирик, то не смели останавливаться. Они боялись Аймуша, который якобы находился в озере. Ночью бог отдыхал, и нельзя было его беспокоить.
     Е.Баранов: "Баран с золотою шерстью появлялся из озера каждый год летом" (132). По преданию, Аймуш жестоко наказал пастуха, который жил у озера Чирик-кёл и нарушил клятву.
     На вершине Хурла-джалпаки жили четыре брата: Аймуш, Сикун, Сиймуш и Сийнух. Аймуш занимался овцеводством, Сикун - козловодством, Сиймуш разводил крупный рогатый скот, Оийнух промышлял хлебопашеством. Все четыре брата дали клятву друг другу и Аймушу, что они никогда не женятся. Они жили очень богато в мире и согласии.
     Однажды Аймуш вел за собой стадо к озеру Хурла-кёл. Дело было к вечеру. В эту ночь он решил украсть горскую красавицу. Настроение у него было очень хорошее, он мурлыкал песню. К нему подлетел черный ворон необыкновенной величины. Черный ворон велел Аймушу не нарушать данную клятву, не жениться до конца жизни. Если нарушишь клятву, то погубишь себя. Но Аймуш отверг совет ворона, как злого духа.
     Аймуш остановил свое стадо у озера Хурла-кёл. Он послал своего брата Сийнуха присмотреть за стадом. И крепко предупредил брата не поднимать в эту ночь никакого шума, что бы ни произошло в его стаде.
     Брат Аймуша заснул крепким сном у озера. В полночь он слышит сквозь сон сильный шум, просыпается и видит белого барана с золотыми рогами, бегающего в середине стада. Сийнух, забыв приказание брата, закричал во весь голос от испуга.      Золоторогий баран бросился в озеро, а за ним и все стадо. Последовал за своим стадом и Аймуш, бросив свою невесту. Суеверные пастухи убеждены, что Аймуш со своим стадом и теперь живет в подземном царстве (133).
     Этот вариант танца "Аймуш" исполняют пастухи, в котором солистами являются четыре парня в роли братьев, девушка и парень в масках черного ворона.

Hosted by uCoz