ТАНЕЦ С КРУГОВОЙ ЧАШЕЙ "ГОППАН"

     В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев сказано, что у нартов была почетная чаша, которая называется Агуна. В чашу Агуна помещалось сто литров бузы, которую выпил Рачикау (35). Когда нарт Сосурукъ одержал победу над эмегенами, то получил из рук нартов, как победитель, почетную чашу нартов Агуна (36). Победителей на скачках в Балкарии и Карачае награждали почетной чашей Агуна.
     Когда Рачикау был в гостях у Айкъыз (Сатанай), то ее слуги подали почетную чашу Тенчек (правильно Тепшек. - М.К.), которую несли три человека (37). Почетные чаши Гоппан, Тепшек и Агуна обладали волшебными свойствами. Нарты, держа ее в руках, начинали рассказывать о своих подвигах. Причем в чашу наливали напиток до половины. Если рассказ о подвиге был правдив, то чаша сама наполнялась и три раза переливалась через край. А если рассказ был неправдив, то содержимый напиток исчезал. Всякая здравица, произнесенная нартами, заканчивалась танцами.
     С чашей произносили не только клятвы, но и пожелания (алгъыш) на свадьбе, при рождении ребенка, перед пахотой, уборкой урожая, молотьбой, стрижкой овец, перегоном скота на летние пастбища и на зимние стоянки, приеме гостей и проводах их, при обращении к языческим богам и т. д.
     Любая клятва (ант) у балкарцев и карачаевцев закреплялась питьем напитка из гоппана после здравицы старейшины. Клятву давали у яркого большого костра, когда его трижды, обошли участники обряда, наклонившись в сторону пламени. Напитками в чаше были буза, сыра (балкарское пиво), свежее молоко, айран, нарзан, чистая родниковая вода. Клятву давали друг другу мужчины и женщины, а также мужчина и женщина по отдельности. Клятву могли давать друг другу женщина и парень. В этом случае женщина брала чашу с напитком и произносила клятву, обращаясь к парню. Парень слушал ее, не отвлекаясь. Например, если у женщины сын дружил с парнем, который слушал ее клятву, она говорила, что мой сын и ты большие друзья, вы как родные братья. Берегите эту дружбу до конца своей жизни, и я буду вам обоим как родная мать. Она отпивала глоток и подавала чашу парню. Парень брал ее и клялся в том, что будет почитать ее как родную мать, а сына ее как родного брата. Он отпивал глоток и передавал чашу соседу. Затем почтительно касался губами груди женщины. "По обычаю горцев, человек, коснувшийся губами груди женщины, становится ее молочным сыном и мог рассчитывать на ее покровительство" (38).
     Молочная мать свою клятву закрепляла словами: "Клянусь любить тебя наравне с единственным сыном". Далее продолжала: "Клянусь единственным сыном, единственным братом, родной матерью, отцом, что буду любить тебя как родного".
     Если друг другу клялись парень и девушка, которые принадлежали к разным родам, то они пили из одной чаши. После питья из одной чаши произносили клятву. Девушка клялась именами единственного брата, матери, отца. Клятва закреплялась (приложив руку к сердцу и сняв платок с головы) словами, что будет считать его за родного брата. А парень клялся матерью и отцом, приложив кинжал к груди. После чего они становились родными.
     Клятва между парнем и старшим носит иной характер. После питья старший давал клятву именем матери считать его родным сыном, а парень клялся матерью, что будет считать его родным отцом. Потом они крепко обнимались.
     Танец "Гоппан" исполняется в следующей форме. Женщину-мать представляет танцовщица в белом платке, как было принято у замужних женщин. В паре с ней выступает юноша. Он касается головой груди девушки. Она гладит рукой его голову. На этом клятва завершается.
     Самой высокой клятвой считалась клятва, скрепленная священным материнским молоком. В тяжелые дни, когда на балкарские селения наступали враги, женщины, обнажив грудь, заклинали воинов идти на смертный бой во имя свободы, не жалея своей жизни: "Пусть проклянет труса материнское молоко!" Обнажив грудь, женщины мирили кровников. К этому обычаю в старину прибегали в исключительных случаях. Разумеется, в современной интерпретации данная клятва только намекала на вышеописанную идею. И женщина, приложив руку к груди, давала понять. партнерам, стоявшим по обе стороны ее, свою материнскую волю". Совершив обряд, торжественно исполняли танец "Ант". В финале танца юноши преподносили женщине кольцо и браслет, а она - красные платочки как символ мужества.
     Другая разновидность клятвы, скрепленной материнским молоком. Женщина обнажала грудь и становилась перед "шестом клятвы". Давая клятву, двое парней вынимали кинжалы из ножен и наступали на них ногами. Затем юноши одновременно касались папахами груди партнерши. Она бросала между ними платок, в знак того, что отныне они как братья и между ними не может быть вражды. Они исполняли танец "Ант", который заканчивался "братским объятьем".
     Партнерша касалась руками своей груди, и мужчины, подняв почетную чашу в знак примирения, опускали в нее мизинцы. Затем делали по одному глотку "святой жидкости". Партнеры вновь склоняли головы к груди девушки. Действо заканчивалось танцем "Ант".
     Танцовщица легким движением торса как бы прикасалась к склоненным к ней папахам парней, призывая быть верными своей клятве. Она слегка обнимала юношей за плечи. Парни в братском объятии пожимали друг другу руки. Затем, тоже "обнимая" девушку, все вместе под "шестом клятвы" отпивали из почетной чаши. Обряд вновь завершали исполнением танца "Ант". Или: девушка держит почетную чашу, и ее обходят несколько парней. После этого подносят к губам чашу, соблюдая старшинство. Передав кубок девушке, парни опускаются на одно колено, и она чашей "касается" каждого из них. В финале все исполняют "Ант".
     Отправляясь в дорогу, два друга давали клятву. Один из них поднимал чашу, сделанную из грушевого дерева и наполненную до краев. Они давали клятву беречь друг друга, а если понадобится, не пожалеть и жизни. В танце один парень выходит с одной стороны площадки, а с другой - парень и девушка. Девушка, в данном случае сестра парня, которая держит почетную чашу для клятвы. Парни делают друг другу поклоны. Девушка подает чашу брату. Брат берет чашу в руки и поднимает, протягивая вперед, вправо, влево, яак бы изображая клятву. Он имитирует питье из чаши. Затем передает чашу другому парню, который тоже повторяет жесты первого, а затем "пьет" и передает девушке. Девушка делает то же самое, что и парни. Все они танцуют танец с чашей по очереди.
     Клятву давали, заклиная единственным ребенком, и опять-таки, взяв чашу в руки. В танце девушка держала куклу, а парни около нее имитировали питье из чаши.

Hosted by uCoz