КОЛЯДКИ "ОЗАЙ"

     "Озай", напоминающий русские колядки, связан с определенным временем года (ноябрь-декабрь), когда пастухи спускаются с летних пастбищ, отучневший скот загоняется в помещение, амбары полны хлеба - в доме скотовода наступает предзимнее изобилие и довольство. Исполнители обряда ходили по дворам и собирали угощение - бузу, вареную баранину и т. д. В тексте "Озай" мы встречаем те же устойчивые поэтические формулы, что и в других обрядовых песнях, - величание (хозяина), пожелание, просьбу, угрозу, укоры:

Вставай, поднимайся, княгиня, вставай,
На чердак залезай, княгиня, Озай, Озай,
Черноухого валуха белого, что вечером зарезали,
Локтевую кость подавай,
Ой, Озай, Озай!
Один шаг - к тебе, один хурджин с едой - мне,
Да супу - чашу,
Да хлеба - краюху,
Да мяса - два ребра,
А не дашь-чтоб со скалы упала и разбилась (119).

     Участники обряда "Озай" несли родовые флаги, хурджины, маски диких зверей и домашних животных; руководитель нес чучело барана или орла. Певец пел песню "Озай".
     "Со смехом и шутками молодежь во главе с ряженым (теке-гепчи - козел) обходила дворы, требуя вознаграждения за исполняемые ими календарно-обрядовые песни-благопожелания "Озай" (в Балкарии) и "Гюппе" в Карачае и Черекском ущелье. Эти песни начинались традиционным зачином:

Озай, Озай!
Пришли (мы) к вам,
Подайте нам.
Тейри пусть даст вам!

     Сообщив о своем приходе и попросив одарить чем-нибудь, ряженые желали хозяину благ:

Пусть будут шерстисты ваши овцы, Озай!
Пусть (всегда) будут радостны (ваши) праздники, Озай!
(Пусть всегда будет) жирной скотина, которую вы режете,
Озай!

     Они предрекали счастье дочери, сыну и другим домочадцам:

Пусть замуж выйдет (ваша) дочь, Озай!
Пусть женится (ваш) сын, Озай!
Пусть у вашей снохи будет много сыновей, Озай!

     Пожелание и просьба о вознаграждении порой сопровождались и укором в адрес тех, кто не одаривал участников обряда. Иногда эти укоры переходили в проклятья:

Если прогонишь нас, не вознаградив, да не взойдет
Пшеница на твоем поле, Озай!

     Или:

Кто не подаст нам (поющим) Гюппе,
Пусть будет бездетным (120).

     В танце "Озай" роль княгини исполняла девушка в нарядной одежде с богатыми украшениями, высокой шапочкой и длинными рукавами, подчеркивающими ее княжеское происхождение. К "княгине" подходили исполнители танца "Озай" вместе с ряженым. Парень и девушка в роли дочери и сына становились рядом с "княгиней". Разыгрывалась сцена свадьбы - это был намек на то, что скоро сын женится, а дочь выйдет замуж. Затем, получив подарки от "княгини", все исполняли танец "Озай". Преподносились подносы с мясом, сыром, пирогами, это заменяло все подарки в танце. В другом варианте танца "Озай" "княгиня" взмахом руки вперед отказывалась дать подарки. Тогда исполнители танца показывали княгине кулаки в шуточной форме.

Hosted by uCoz