ТАНЕЦ КОСОВИЦЫ "ЗЫМА"

     Танец, который исполнялся перед косовицей и по окончании сенокоса, назывался "Зыма" (траву косили мужчины, скошенную - собирали девушки). В танце "Зыма" принимает участие группа парней и девушек, составляя пары.
     В.Я. Тепцов писал: "К сенокосу готовятся целую неделю. Молодежь празднует и веселится, бродя с гармоникой и песнями по аулу. Ночью же собираются у какой-нибудь девицы в доме и танцуют до зари... Старики на сходах определяют день начала сенокоса. Наступает желанный день, и аул подымается в поход с песнями, гиканьем, скачкой, пляской, кто пешком, кто верхом" (108).
     И. Шаманов пишет: "Сенокошение в Карачае и Балкарии начиналось в конце месяца Ильи и продолжалось 2-2,5 месяца. В организации покоса издавна практиковалась традиция артельного (коллективного) труда "Джыйынлы бичен къош" во главе с организатором работ и питания "Джыйын тамата". В фольклоре карачаевцев и балкарцев труд косаря сравнивается с отвагой военных выступлений, призванных противостоять предстоящей встрече с врагом, каковым выступает Зыма. Поэтому для "одоления" лютого врага нужна была сноровка "рукопашного боя". Вот почему "борьба" приравнивалась к "сабельному бою" (къылыч ургъан"). Недаром на общинных играх исключительно большую роль играл "теке" (козел) - народный актер в маске, импровизатор экспромтом и весельчак, попасть на язык которому было также нежелательно, как и стать "героем" его сатирической песни" (109). Теке выступал главным помощником вожака косарей, который хвалил трудолюбивых, высмеивал лодырей.
     В селениях Чегемского ущелья сенокос начинали 15 июля (110). Этот день отмечали как большой праздник, резали быка, баранов, пекли пироги, готовили бузу, пели песни, затевали народные игры, исполняли танцы.
     "Мне приходилось видеть, как косят иногда карачаевцы сено: они становятся на колени и двигаются так по усеянному мелкими камнями полю, стараясь как можно пониже срезать траву" (111). Этот способ косьбы передается в танце Зыма. На танец Зыма девушки выходили, надев белые войлочные широкополые шляпы.

У женщин состязаньям нет конца:
Оценивают, лучше или хуже
У каждого вышла шляпа для косца -
Для брата, для любимого, для мужа... (112)

     За девушками выходили парни-косари. Они и девушки попарно исполняли танец "Зыма". Танцоры образовывали сначала маленькие, затем выстраивались большим полукругом, где парни протягивали руки к девушкам, чтойы принять от них войлочные шляпы. Но девушки прежде хотели, чтобы они исполнили сольные партии. И вот в середину полукруга выходила пара. Парень исполнял свой танец, а девушка, держа шляпу, кружилась вокруг него. Когда танцор заканчивал танец, девушка вручала ему шляпу. Первая пара, закончив свою партию, отходила на свое место. Затем на площадку выходили две пары, потом три пары и т. д. Получив шляпы из рук девушек, парни вместе с партнершами покидали площадку.
     Второй вариант танца "Зыма" отличается от первого тем, что девушки дарят косарям изготовленные ими шляпы после возвращения с сенокоса.
     Девицы не могли дарить свои шляпы парням вне танца, а только во время его. Нарушительницу обычая сурово осуждали.

Девушки тайком от матерей
Хранят кисет или платок расшитый:
На проводах аульных косарей
В подарок дать избраннику-джигиту... (113)

     Девушки вешали свои платочки к поясу с правой стороны, чтобы парень не мог его забрать, а он танцевал слева. При попытке парня перехватить кисет девушка переносила его на другую сторону. Так повторялось несколько раз.
     Стоило парню перейти вправо, чтобы взять платочек, как девушка переводила его в левый рукав. Тогда парень берет под. левую руку девушку. Если парень по душе ей, она позволяет ему, наконец, овладеть платочком. А если нет, то она делает особые знаки: локтем левой руки упирается под правый бок парня. Лишь при четвертом и пятом знаках парень имел право взять платочек у девушки. И при них же он мог вести интимные разговоры с ней. Но при первом, втором и третьем знаках, как мы указывали, парень не имел права забрать платочек у девушки. Не мог вести интимный разговор.
     Лучшему косарю дарили в качестве приза красивый кийиз.

В тенистом уголке в полдневный зной
Они спешат, быстры, темноволосы,
Уютный мягкий войлок шерстяной
Мужчинам приготовить к сенокосу (114).

     Перед началом косовицы опытный косарь обращался к Кёк Тейри и Жер Тейри, чтобы косовица прошла удачно и чтобы было обилие трав и сена. Он обнимал травы, ложась на землю (115). Если над косарями летал коршун, то это было хорошей приметой и означало, что будет изобилие кормов (116). В танце коршуном является чучело.
     Вечером после трудового дня парни и девушки, несмотря на усталость, исполняли танец "Зыма" под звукни свирели (сыбызгъы) (117). Здесь же парни соревновались в силе, стараясь сломать берцовую кость (118). На вершине шестиметрового столба прикрепляли пучок зеленой травы, играющие должны были достать с ней го по три травинки. Столб был очень гладкий, и подниматься на него было весьма трудно. Тот, кто доставал три травинки, в награду танцевал с самой красивой девушкой.
     Соревнование устраивали также между двумя опытными молодыми косарями. Им выделяли одинакового размера участки. Тот, кто раньше заканчивал косить свой, считался победителем и получал башлык от девушки, или барана от хозяина, который устраивал состязание.
     От имени девушки на определенно обозначенном расстоянии от места праздника устанавливали бурку. Всадники должны были доскакать до нее и вернуться с буркой к девушке. Победитель получал приз из рук красавицы.
     Если шли беспрерывные дожди, которые мешали косовице, то устраивали игру "От" (огонь или костер). Всадники должны были доскакать до сложенного в кучу сена и поджечь ее. Кто раньше управится, тот получал приз.
     Когда сенокос заканчивался, знамя косарей вручали лучшему, а он должен был отдать его самой красивой девушке и даже станцевать с нею.

Hosted by uCoz