ПРАЗДНИК УРОЖАЯ "САБАН ТОЙ"

     "Сабан той" (праздник пахоты) - ритуальный праздник пахоты состоял в том, что в день выхода в поле группа пахарей отправлялась на свои участки, расположенные на солнечной стороне ущелья, с парой быков и "сабан агъач", рано утром, чуть ли не с рассвета. Здесь начиналась праздничная процедура. Приготовившись к ритуальной пахоте, "изобильный человек" (берекетли адам) вывешивал зеленый флаг (символ пробуждающейся природы), а затем произносил молитву:

С радостью нам выходить в сабан,
Пусть один бросок (зерна) отрастет тысячей,
Пусть Тейри благословит добродушием.
Пусть сабаны изобилуют,
Да к этим дням мы будем в здравии,
Как дошли до черноцветия,
Прожить нам и к белоцветию.
Земле - влагу, мужчине - силу.
Да благословит нас Тейри...

     Как и многие народы, к обработке полей (сабанов) карачаевцы и балкарцы приступали после прилета синиц (сабан чып-чык)" (89).
     Быков в танце изображают парни в масках. За ними идет погонщик с кнутом. За погонщиком - парни и девушки, исполнители танца "Сабан той". Девушка с чучелом синицы как бы определяет погоду для пахоты. Вместо чучела она сама может надеть маску синицы. Рисунок танца зигзагообразный, как борозда. "Синица" идет за "быком" и периодически "клюет" их, чтобы они работали лучше.
     На первую строку песни "Сабан той" исполнители выходят на площадку с веселым дружным смехом: смех магически действует на будущий урожай. Картина дружных всходов изображается покачиванием поднятых вверх рук в разные стороны. Так, "пахари" обращаются к богу Тейри. Радостное настроение выражается хлопаньем в ладоши и топотом.
     Танец "Сабан той" имеет множество вариантов. К примеру, и такой вариант: парень в маске с длинными усами изображал зиму, а другой - в белой одежде - весну. Между собой они боролись, и побеждал парень-весна. После чего исполняли все фигуры танца "Сабан той".
     "Ритуальная сторона обряда Сабан той (праздник пахоты, плуга) начиналась с того, что жители лесной (теневой) стороны ущелья шли к пахарям, запрягавшим быков и, надев шубы наизнанку, разыгрывали сцену, именуемую "джыл тюйюшле" (дрязги года). Магический компонент заключается в том, что ряженые как бы оказывали сопротивление намерениям пахарей.
     На пахотном участке они устраивали увеселения, забрасывали борозду камнями, а из дома хозяина участка выбегали девушки в праздничных одеяниях и хором произносили слова "Гугук!" (имитация кукования кукушки). Группа пахарей, услышав слова подражательной магии, распрягала волов, приводила девиц и затевала игровую сцену "закапывания в борозду". При этом прибегали к магическому средству повышения плодородия земли, для чего одну из девиц укладывали вдоль борозды и начинали слегка засыпать землей, а затем имитировали "впрягание"; "Старики" своими уговорами "выкупали" ей свободу. Девушки возвращались и как бы в знак благодарности приносили в поле приготовленный обед: традиционные фигурные пироги, крашеные яйца и специальную бузу - "сабан боза" (боза для поля)" (90).
     Перед началом пахоты карачаевцы приносили к Жангыз Терек богатые жертвоприношения. Во время этих коллективных молений исполняли ритуальную песню-пляску:

Ой, Жангыз терек - (ты) дерево жизни!
Ой, Жангыз терек - (ты) дерево Тейри!
Он, Жангыз терек - (ты) богатое дерево!
Ты всесильное дерево.
Он, Жангыз терек - (ты) дерево жизни!
(Ты) людям помогающее дерево,
(Ты) всеми почитаемое дерево (91).

     В танце дерево иногда заменяется веткой, на которую вешают - ленты разных цветов, мешочки с зерном, металлические предметы. К вершине ветки прикрепляют папаху. Исполнители становятся в большой круг. В середине круга стоит девушка с веткой. Участники обряда имитируют пахоту. Мужчины бросают свои папахи вверх, чтобы урожай вырос такой высоты, на какую взлетают папахи. Девушки бросают вверх платочки с тем же назначением. При этом все участники танца смеются как можно громче, чтобы урожай был больше. В песне "Жангыз Терек" дерево выступает как символ счастья, богатства.
     "После коллективной песни-пляски руководитель обряда, обещая принести благодарственные жертвоприношения (къурманлыкъ), просил у Жангыз Терек успеха в работе и богатого урожая.

Мы на пахоту выходим!
Не дай сохе сломаться.
Помоги ты вспахать наши поля,
Взрасти ты наши семена" (92).

     "Так, всей общиной устраивали праздник "Сабан той", в Чегемском ущелье этот праздник назывался "Гутан", на котором обязательной едой были сушеные курдюки и яйца (символ плодородия), а также национальные напитки (буза, сыра) и различные ритуальные калачи, пироги (хычины и т. д.), должно было быть обилие хлеба" (93).
     В варианте танца "Гутан" первым на площадку выходит парень, держа обрядовую палку с изображением птицы "сабан чыпчык" (синица). Его окружают девушки и парни, в руках некоторых юношей чучела быка и змей. "Старший" с подносом у чучела быка произносит молитву. После молитвы исполняют танец "Гутан". В другом варианте танца на мальчика вешали несколько мешочков с зернами пшеницы, ячменя, кукурузы, проса, фасоли, и вокруг парня исполняйся танец.
     Непременным участником "Сабан тоя" был мужчина в маске козла (теке). Теке развлекал, вызывал буйный смех, веселье окружающих его людей.
     Резали в селах Чегемского ущелья балкарцы на праздник "Гутан" пятилетнего быка (94).
     На праздник приходила къуртха (гадательница), которая предсказывала будущий урожай, приплод скота, обилие трав, кого что ожидает впереди. Она гадала на пяти камушках (Беш таш) (95). Мужчины по бараньей лопатке предсказывали хорошее и плохое (96).
     На празднике "Гутан" состязались стрелки, вйадники, сказители, певцы, музыканты, танцоры, силачи, мастера на все руки. На "Гутан" участники надевали самую лучшую одежду и украшения.

Веселится и стар и млад,
Каждый лучший наряд надел,
Строен девушек юных стан,
Славный месяц Хычауман (97).

     На этом празднике мирились кровники, снимали траур (98). На камне Нарт-таш устанавливали зеленое знамя как символ зеленой растительности. На полотнище знамени было изображение тура (99).
     Танец "Гутан" сопровождали игрой на зурне (сырыйна) и балалайке (къыл къобуз) (100).
     Теке кричал петушиным голосом и махал руками, изображая петуха. Затем прикреплял зеленое турье знамя к ярму.
     Главный пахарь трижды обращался к богам Кёк Тейри (бог неба), Жер Тейри (богу земли) и плодородию земли Даулет (101).

Аксакал, умудрен и сед.
Скажет: Щедрый бог Даулет!
Изобилия древний бог,
Дай корням животворный сок (102).

     Пахарь опускался на колени, целовал комья первой борозды (103). Если мимо них проходил кто-либо, то они требовали у него выкуп, и не отпускали до тех пор, пока не получат его.
     Интересным зрелищем были скачки с ведрами. Тот, кто меньше прольет воды, считался победителем. Вода символизировала изобилие влаги в почве. Если в день пахоты рождался ребенок, то говорили, что урожай будет богатым и ребенок будет жить в достатке.

Hosted by uCoz