ПЛЯСКА МОЛНИИ "ШИБЛЯ"

     "Среди обрядов, связанных с весенним обновлением природы, в Балкарии и Карачае широко отмечали праздник первого грома. В этот день дети обходили дворы с песней:

Этот месяц (у тебя) - месяц Тотур.
Пусть в твоем доме всегда будет достаток,
Да будет (твоя) весна доброй!" (76
)

     Народный обряд Шибля сопровождался театрализованными, зрелищными элементами: песнями, игрой на музыкальных инструментах, спортивными играми, обрядовыми сценами, маскарадом в масках диких и домашних животных. Исполнителями обряда были дети, подростки, и взрослые обоего пола. Во время обряда исполнители обряда обращаются к божеству Шибля с просьбой дать богатый урожай, обилие трав, хороший приплод скота и размножение диких зверей и птиц.
     Исполнители свое шествие оформляли красочными обрядовыми предметами: знаменами с изображениями тура, волка, медведя, оленя и других животных; знамена могли заменяться масками домашних животных. Вокруг знамен исполнялся танец "Шибля", сопровождали его хлопаньем ладонями, шумом трещоток (харе), барабана (даурбас), шах-шах (типа маракас), колокольчиков (жора къобуз). Все это-делалось для того, чтобы пробудить природу своими действиями.
     Каждый обрядовый предмет имел свое назначение. Удары барабана означают раскаты грома, звуки шах-шаха - тучи, трещотки - дождя. Дети, для большего шума, гремели ведрами и тазами. Считалось, что, чем больше шума, тем эффектнее будет воздействие обряда на урожай и приплод скота. Во время обряда исполняли песню:

Шибля, Шибля, Шибля!
Над вершиной горы сверкает,
К нам беду не подпускает.
Шибля, Шибля, Шибля!
Правая твоя щека (сторона твоего лика) - день (солнце),
Левая щека (сторона твоего лика) - ночь (тьма).
День (свет) твой - к нам, день (свет) - к нам,
Ночь (тьма) твоя - прочь, ночь (тьма) - прочь! (77)

     В народном танце на площадку выходили певец и музыканты. Певец пел песню "Шибля", а музыканты сопровождали его. Под пение первой строки на сцену выходил первый танцор, гремя колокольчиками. На второй строке появлялся второй танцор с барабаном. На третьей строке-третий танцор с трещотками; он оповещал, что не будет беды. На четвертой строке выходил четвертый танцор, играл на шах-шахе, предупреждая, что будет гроза.
     На пятой строке все танцоры касались правой рукой правой щеки. Они образовывали большой круг, взявшись за руки. Круг означал солнце, о котором упоминается в пятой строке. На следующей строке танцоры левой рукой касались левой щеки и закрывали глаза, изображая тьму и ночь. На седьмой-открывали глаза, выражая солнце.
     В середине круга танцующие разводили большой обрядовый костер, и пока он горел, исполняли танец "Шибля". Затем участники обряда обливали друг друга водой, вызывая дождь. Один исполнитель надевал .на голову зеленый башлык, изображая зеленую траву, которая, якобы, появилась после дождя.
     В обрядовом танце "Шибля" использовался подснежник (жан-къоз), который в народе связывали с культом жизненных сил. В танце он иногда заменялся зеленым лоскутом ткани. Собирали подснежники старушки и дети. Цветы опускали в сосуды с чистой водой. Затем ходили с песнями и танцами по дворам. В реалии в каждом дворе они окропляли этой водой жильцов дома, животных и птиц, чтобы был изобильный урожай и хороший приплод. При этом пели:

Подснежник вырос в месяце Тотур,
В холодный месяц.
Снег победив, из земли пробился.
В холодный месяц.
Луна обрадовалась, солнце засветилось
В холодный месяц.
Земля расцветает, силу набирает
В месяце Тотура, в холодный месяц (78).

     Певец в сопровождении музыкантов поет песню "Шибля", а сидящие на корточках медленно поднимаются, тем самым показывая, что подснежники вырастают. На второй строке дуют на руки, обозначая холодный месяц. На третьей и четвертой строке исполнители дуют на руки и кружатся на месте.
     На пятой строке исполнители образуют полукруг, взявшись за плечи друг друга, изображая полумесяц. Полукруг соединяется, образуя большой круг. Большой круг обозначает солнце. На шестой строке исполнители втягивают головы в плечи, знаменуя холодный месяц. На седьмой строке - поднимают руки выше головы, выражая, что земля расцветает и набирает силу. На восьмой строке все подпрыгивают, как бы согреваясь. Бывало в старину, что участники действа Шибля посещали дом, где. была невеста, в ее честь пели, окропляя помещение водой, в которой стояли подснежники:

Как травы, размножайся,
Богатой, счастливой (будь),
Пусть (твои) дети, как подснежники цветут (79).

     На сцене же артисты поднимают руки выше головы, прося божество послать невесте столько детей, сколько рук у танцующих. Они протягивают руки вперед, просят, чтобы невеста в замужестве стала богатой. Затем выстраиваются полукругом в знак пожелания ей счастья. Здесь же исполнители как бы держат детей на руках. В бытность участники обряда, посетив поля, пели:

Всходите, всходите,
Тучные животные отощали.
Всходите, всходите, досыта животных накормите (80).

     Исполнители обряда, надев бурки, медленно вставали с полуприседания, изображая всходы. Они плотно прижимали бурки к телу, изображая тощих животных. Затем бурки раздвигали в стороны - животные паслись досыта.
     Наиболее популярным в народе является вариант танца, называющийся "Кёк кюкюреген" (гремит гром). Самая красивая в ауле девушка выходит на площадку с ветвистой палкой. К ней с разных сторон подходят сельские парни и вешают по одной вещи на ветви палки. Подарками могут быть кольца, браслеты, серьги, бусы, зеркальца, красивый платок, пояс, наперсток, веретено, спицы, украшения для шапочки, золотые монеты, металлические изображения зверей. Повесив свои подарки, юноши становятся справа от красавицы, а девушки-участницы - слева. И каждая по очереди снимает с палки по одной вещи, не зная, кому из парней она принадлежит. После того, как предметы сняты, красавица объявляет: "Гром гремит!", и музыканты начинают как можно громче играть мелодию танца "Шибля". Затем юноши приглашают девушек на танец. Причем каждый приглашает ту девушку, у которой оказался его подарок. Юноши и девушки образуют два круга: женский круг находится внутри мужского. Круги сначала движутся в разные стороны, затем сливаются и образуют один смешанный круг, который движется то вправо, то влево. Наконец, он разрывается и образует полукруг. Девушка в центре полукруга объявляет. "Саугъала!" (подарки). Если партнер понравился девушке, то она оставляет его подарок себе, а нет, то вешает обратно на палку. По подаркам можно определить, кто кого любит. Девушки, оставившие себе подарки, дарят избранным ими юношам бурки.

Hosted by uCoz