ЗИМНИЙ ТАНЕЦ "БАШИЛ АЙЫ"

     "Первым месяцем года у карачаевцев и балкарцев был "Башил ай", имеющий близкую аналогию с осетинским (дигорским) "басилта". Он соответствовал второй половине декабря и первой половине января" (59). В этом месяце охота была в разгаре. Скот находился на зимнем пастбище. Готовясь к весне, люди собирали органические удобрения (мешхут), готовили посевной материал, приводили в порядок орудия труда; особое внимание уделяли быкам для пахоты: им задавали отборные корма, готовили посуду - чаши, тарелки, подносы, ложки, половники, ведра, коромысла. Кузнецы и плотники - вилы, грабли, лопаты, косы, топоры, молотки, лемехи, бороны.
     Женщины вязали, вышивали, ткали, делали бурки, кошмы, черкески, башлыки, папахи, бешметы, валенки, платки, шапочки для продажи в Грузии и Абхазии, готовили обрядовые напитки для праздника начала пахоты, пекли фигурные пироги для детей к месяцу Башил. Под Новый год резали быков, баранов, птицу, готовили традиционные блюда. На Новый год жгли большие обрядовые костры, вокруг которых исполняли обрядовый танец "Акъмыйыкъ" (Белоусый). Белоусым именовали холодный и снежный Новый год. Танец "Акъмыйыкъ" исполнялся в белых бурках, башлыках, папахах, которые символизировали белый снег, зиму. Все движения в танце скользящие, передающие катания по снегу и на льду.
     При обилии снега в месяце Башил дети и взрослые мужчины катались с гор на санях и лыжах. Катание с гор на санях и лыжах передается условно в танце. Все движения танца "Акъмыйыкъ" основаны на полуприседаниях и наклонах корпуса вперед: плавные, имитирующие скольжение.
     У рек или источников язычники разводили костры, резали жертвенных животных, пели песни-величания богине огня и ураганных ветров Ажаму, просили ее сделать зиму легкой, метель умеренной и т.д.

Ажам пришла в селение, свистом дала знать о себе,
Людские повадки знает она.
Пусть славится Ажам, пусть является только во сне,
Пусть ее все аулы почитают.
Ажам не причиняет зла людям, знает, что ей делать,
Зачем ей земные богатства! (60)

     Чтобы согреться, они отчаянно дуют на ладони. И в то же время повторяют движения Ажам. Все двигаются то вправо, то влево, вперед и назад, как бы повторяя направления урагана. Девушки машут платочками, изображая хлопья снега. Парни в белых бурках приседают-это снежные сугробы. Они медленно приподнимаются - снежные сугробы увеличиваются. Затем, широко раскрыв бурки, идут вперед общей линией - это снежная лавина. Подобное движение повторяется несколько раз. В конце танца исполнители застывают, как снежные сугробы.
     В прошлом в Балкарии и Карачае была распространена среди детей игра "Хайнук оюн" (игра с юлой). Она заключалась в том, что дети, крутя юлу на льду, пели песенку:

Крутись, крутись,
Юла моя, крутись,
Лед стал крепким, крутись,
Ударил тебя плетью, крутись,
Принудил тебя крутиться, крутись,
Юла моя, крутись (61).

     На танцплощадке несколько юношей кружатся в направлении часовой стрелки, изображая юлу. Этот эпизод в танце называется Хайнук (юла).

Hosted by uCoz