ТАНЕЦ ЁРЮЗМЕКА С БЕСАМИ ("ЁРЮЗМЕК БЛА ШАЙТАНЛА")
"Сказывают, что не один раз встречал Ёрюзмек на своем пути шайтанов. Однажды он спустился с гор на равнинные земли. Увидел нарт на степном пастбище табун одномастных лошадей. Погнал Ёрюзмек этот табун в селение нартов. В дороге всадника застигла ночь. Он сделал из сухих веток и сучьев плетень, загнал табун в загон и сам прилег на отдых. Лежит, не спится ему. Оглянулся вокруг - заметил вдали пляшущее пламя. Вынул нарт свой меч из ножен и поскакал на свет костра. Оказалось, что плясало не только пламя, плясали и бесы вокруг костра. Ёрюзмек вступил в бесовский круг, размахнулся, стал рубить мечом направо и налево, но меч не страшен шайтанам, разбежались мохноногие, рогатые, а Ёрюзмек вернулся к месту своего ночлега.
Только прилег - снова услышал шум: бесы со смехом вернулись к пламени и опять пустились в пляс вокруг костра. "Видно, мечом бесов не истребить, - подумал Ёрюзмек, - надо придумать другой способ, похитрее".
Нарт направился к бесам во второй раз. Присмотрелся к ним, увидел, что две бесовки были очень красивы, понравились они богатырю. Подхватил он под руки обеих, пустился с ними в буйный пляс, прижимая к груди то одну, то другую. "Понравились нарту Ёрюзмеку наши девушки", - решили бесы и сказали:
- Послушай, богатырь. Какую из красавиц пожелаешь, ту и возьми себе. Она будет с тобой нежна и ласкова, а с твоей возлюбленной женой Сатанай - почтительна, как служанка.
Ёрюзмеку слова бесов пришлись по душе. Он спросил:
- А какой калым вы потребуете? Бесы сказали:
- Калым-да будет три головы: первая голова-того, кто под тобой. Вторая голова - того, кто на твоей голове. Третья голова - того, кто у твоей поясницы.
Понял Ёрюэмек, что шайтаны требуют его коня, его шлем и его меч. "А без шлема, коня и меча лишусь я богатырской силы, погубят меня шайтаны", - подумал хитрый нарт и сказал:
- Согласен, дам все, что вы потребуете. Только знайте, что на моем шлеме изображен бог охоты (Апсаты. - М.К.), боюсь, что он рассердится на меня, если отдам вам его изображение. Надо мне посоветоваться со своей хозяйкой, не спросив ее, не могу вам отдать богатырский шлем.
Бесы, подумав, дали такой ответ:
- Пока не высохнет ночная роса, мы будем тебя ждать на этом месте, а когда рассветет - исчезнем.
Нарт обещал бесам, что вернется до рассвета. Он надеялся на своего коня. Помчался всадник быстрее ветра. Очень уж ему хотелось раздобыть одну из красавиц-бесовок. А решил он, что вернется к пляшущим бесам с запасным "онем, с запасным мечом и шлемом" (47). "Но жена Ёрюзмека Айкъыз (Сатанай), узнав о намерениях бесов, обманула мужа. Она напоила его хмельной бузой, после чего он заснул крепким сном. Так Ерюзмек опоздал на встречу с бесами. Бесы, боявшиеся солнца, на рассвете исчезли" (48).
Известно несколько вариантов танца "Ерюзмек и пляшущие бесы", причем каждый имеет свое название. В их числе "Танец Ерюзмека с бесами". Вот его описание:
Ерюэмек в черной бурке идет по диагонали площадки. Он озирается по сторонам. Впереди слышится звон колокольчиков. Звон колокольчиков прекращается, и сзади слышатся звуки трещоток. Тогда Ерюзмек поворачивается и идет в обратном направлении, откуда слышатся звуки трещоток. Но стоит Ерюзмеку приблизиться к звукам трещоток, они прекращаются. Справа от Ерюзмека слышатся удары барабана (даурбаса). Только он делает шаг, как смолкают удары барабана. Но вот с левой стороны послышались удары шах-шаха (типа маракасы). Ерюзмек делает шаг - звуки прекращаются. Ему кажется, что он сходит с ума. Какая-то мистика! - подумал Ерюзмек и пошел дальше, еле передвигая ноги.
Ерюзмек хватается руками за голову и приседает. С него на пол спадает бурка. И он достаточно долго находится в такой позе. Сзади незаметно подходит девушка в одежде бесовки и уносит бурку. Со всех сторон слышатся звуки колокольчиков, трещоток, даурбаса, шах-шаха. Медленно встает Ерюзмек, смотрит по сторонам и не видит свою бурку. Ерюзмек быстро кружится на месте на носках. Звуки всех инструментов раздаются со всех сторон, и Ерюзмек размахивает мечом. Звуки прекращаются. Ерюзмек останавливается, чтобы отдохнуть, но звуки снова повторяются. Так повторяется трижды. Ерюзмек мечется из стороны в сторону. Наконец он роняет свой меч. Ерюзмек наклоняется за ним, но в это время две бесовки отталкивают его вперед, а третья уносит меч.
Еще две девушки хватают за руки Ерюзмека, тянут куда-то, одновременно третья - уносит его плетку. Следующая группа девушек-бесов старается унести его шлем, но Ерюзмек не отдает, Он отталкивает девушек, остается один на площадке. Он понял, что теряет силу и рассудок, так как девушки унесли волшебную бурку, меч, плетку, в которых также заключена сила нарта.
С четырех сторон площадки выходят четыре девушки, которые идут на носках. Девушки приближаются к Ерюзмеку. Ерюзмек в растерянности, не знает куда бежать. Девушки отходят назад, образуя большой круг. Круг движется вправо и влево, не давая опомниться нарту.
Четыре девушки окружают Ерюзмека, сужая круг. К ним присоединяются и другие девушки. Они отходят назад, расширяя круг. Ерюзмек танцует с каждой девушкой по очереди. Вот он падает от усталости и закрывает глаза. Девушки уходят со сцены. Нарт встает и видит, что девушек нет. Он с трудом волочит ноги, покидая танцплощадку.
Вариант танца "Как Сатанай обманула Ерюзмека":Далеко ускакал Ерюзмек тонкостанный,
У костра на дороге плясали шайтаны.
Старый черт к нему вышел в вечерней тиши.
"К нам иди, - предложил ему, - с нами спляши".
Тут и прочие, что буйно плясали,
Обступили его, с криком под руки взяли
И сказали: "Сердиться не надо на нас,
Волчью шубу сними да вступи с нами в пляс".
Ерюзмек и не знал, что шайтанов он встретил:
Ног мохнатых, кривых и рогов не заметил.
Скажут бесы: "Направо", - идет он направо,
И налево идет, как прикажет орава,
И плясать он старается быстро и ловко...
Высока и красива, подходит бесовка,
Говорит Ерюзмеку: "Возьми меня в жены".
"Я возьму, - отвечает ей нарт восхищенный, -
Я домой поскачу и приеду назад".
Отпустить его черти совсем не хотят.
Говорит: "Непременно приеду к вам снова".
И поверили черти в то нартское слово (49).В хореографии этот вариант известен под именем "Ерюзмек" или "Къабышханла". Танец начинается с того, что на площадку выходят девушки с коронами на голове. Короны имеют рога. Девушки, изображающие волосатых бесов, выступают в одежде, (покрытой) длинной шерстью. Их выход сопровождается визгами, шумом, криком, свистом, рычанием. Раздаются громкие хлопки, звуки колокольчиков, трещоток, барабана. Девушки быстро кружатся на месте. Они делают боковые движения вправо и влево. Затем, стоя на месте, исполняют па на носках. Закончив его, девушки отходят назад, потом лавиной идут вперед. И парами обходят друг друга. В разгаре танца появляется Ерюзмек. Девушки расступаются, образуя широкий полукруг. Он проходит между двумя линиями, которые образуют танцовщицы. После чего девушки снова объединяются в полукруг. Полукруг "разрывается", и Ерюзмек оказывается в нем. Плотным кольцом девушки движутся вправо и влево. Они приближаются к Ерюзмеку, сужая круг, и отходят от него, снова его расширяя. Но вот они образовали двойной круг, пленив Ёрюзмека. Он старается вырваться из него, однако ему не дают это сделать. По очереди девушки парами подхватывают Ёрюзмека и танцуют, чтобы довести его до изнеможения. Ёрюзмек, наконец, выбился из сил и все движения исполняет механически, как бы ничего не соображая. Замыкая оба круга, танцовщицы теперь образуют один общий. Правой рукой они делают движения вправо, и Ёрюзмек идет в указанную сторону. Девушки делают рукой движение влево - Ёрюзмек движется влево. После чего следует бурный финал танца, и Ёрюзмек падает на землю обессиленный. Девушки покидают площадку. А следом Ёрюзмек, еле стоящий на ногах-в другую сторону. На этом заканчивается танец.
В бытовой хореографии "Сосрук и бесы" именуются и другими именами: "Состар и бесы", "Ташжан и бесы", "Бёрю тон".
Хореографическая передача изложенного текста. На площадке появляется Состар, неожиданно его окружают бесы и просят станцевать. Состар обращается к бесам, чтобы сейчас они показали свой танец. Бесы буйно пляшуп. Состар глаз не может оторвать от этой картины. Он переходит из одного угла в другой, любуясь танцем бесов. Бесы то окружают Состара, то отходят от него. Неожиданно две девушки подхватывают Состара и ведут вперед. Они отделяются от Состара и уходят на свои места. Следующая пара также подхватывает Состара и ведет вправо и влево боковыми движениями. Третья пара девушек проделывает то же, но уже кружится на месте. Четвертая же подходит к Состару с колокольчиками. Ее сменяет пятая пара с трещотками.
Состару подносят рог-бокал (чашу с напитком), который может околдовать любого нарта. Тот, выпив напиток, теряет над собой контроль. Черти забирают у Состара шубу, плетку, в которых была сила нарта. Бесы делают его послушным. Состара "ведут" то вправо, то влево. Состар, устав, падает на правое колено; бесы покидают площадку. А нарт "спит" крепким сном, обняв свое колено. Проснувшись, резко встает и уходит с площадки.