Гадание
Балкарцам и карачаевцам было известно множество
гадательных обрядов, являющихся разновидностью
магии, к которым они прибегали с целью узнать
будущее. Некоторые из этих обрядов применялись в
любых обстоятельствах, другие - только в
определенных и с определенными целями - например,
родители, желая узнать, "кем станет их ребенок,
ставили на стол мясные пироги, а вокруг них нож,
топорик, молоток, книгу (если это мальчик), а если
ребенок был девочкой - куклу, зеркальце, ножницы,
книгу. По другому обряду, перед мальчиком ставили
столик, на столике лежали другие предметы: если
он протягивал руку к плети - он станет табунщиком,
к камешку - станет каменщиком, возьмет нож -
чабаном, бумагу - муллой.
Девушки гадали, кто станет их
суженым. Целый день проведя в молчании, вечером,
при луне, они шли к реке, имея при себе по одной
новой чашке. Сорвав с ивы по два листочка и набрав
в чашки воды, они бросали их в воду. Если листочки
падали рядом - значит, девушка скоро выйдет замуж.
А чтобы узнать за кого они выйдут
замуж, ночью на холме делали из мелких веточек
шалашик, в него ставили новую чашку с водой из
семи родников и опускали в нее новую иглу и новое
золотое кольцо. Перед чашкой ставили зеркало так,
чтобы свет луны отражался от него в воде. Потом
девушки по очереди глядели в чашку с водой, веря,
что в ней отразится лицо суженого.
Таких способов гаданий было много.
Но были и такие, которые считались пригодными для
любых обстоятельств. Балкарцы и карачаевцы
почитали кустарниковое дерево, называемое
"сипи", произрастающее по берегам рек. Его не
срезали для хозяйственных нужд, не подпускали к
кустам и скот. Ровные, прямые ветви этого
растения использовались только для гадания.
Гадатель, держа в руках девять прутьев, предлагал
желающему получить прорицание, не глядя,
вытянуть один из них, а потом давал ответ.
По другому способу, кусок новой
шерстяной нити складывали несколько раз, образуя
кольца, затем продевали в них один конец нити, а
потом резко дергали за оба конца. Ответ давали в
зависимости от того, образовались ли узелки и
сколько их (значит есть препятствия для дела), нет
ни одного узелка - значит, будет удача, или нить
разорвалась - задуманное не сбудется.
Оба этик обряда имеют весьма
древнее происхождение и перешли к балкарцам и
карачаевцам от их предков - причерноморских
скифов, у которых, по описанию Геродота,
существовали почти такие же приемы гадания.
Еще более широкое распространение имеют и имели
два других способа - таш салыу ("сев
камешков"), при котором для гадания
использовались 41 камешек (можно было заменять их
бобами, овечьими катышками и др.). Раскладывая по
девяти гнездам эти камешки, выносили прорицания.
Этот способ использовался только женщинами.
Мужчины гадали по лопаточной кости
жертвенного животного, очистив ее от мяса и
немного подержав над огнем. Вся лопатка делилась
на девять секторов, имеющих свои наименования
(тыш къралла, эл, бизни кърал, арбаз, тыпыр,
жууукъ-тенг, баш, падчах - внешние страны, селение,
своя страна, двор, очаг, родственники и друзья,
сам - имелся в виду гадающий, - царь). В зависимости
от того, в каком секторе есть трещины и пятна,
выносили прорицание.