Оборотничество
До наших
дней дожила вера в обуров - людей, способных
принимать любой облик. Чаще всего говорят об
обурах-женщинах. Русский ученый Е.3.Баранов писал
на основе расспросов балкарских стариков об
обурах следующее: "Ночью, выйдя на реку, сняв с
себя одежду и повалявшись в песке, они
превращаются в волков, хватают баранов и
пожирают их; принимают они также вид кошек, собак
и других зверей для того, чтобы легче причинить
человеку или его скоту, за исключением лошадей,
всяческий ущерб. Обуры обладают способностью не
только ходить по земле, но и летать по воздуху;
для этого они садятся верхом на лопату
(деревянную) или веник, поливают их волшебной
жидкостью черного цвета и вылетают в трубу.
Каждую пятницу, ночью, обуры слетаются на вершину
Эльбруса, захватив с собой спящего человека,
раскладывают костры под медными котлами, убивают
человека, мясо его бросают в котлы и, пока оно
варится, с песнями пляшут вокруг них. Поевши мясо,
они складывают кости в кучу, дуют на них и человек
оживает, хотя по прежнему продолжает находиться
во сне. Затем обуры относят человека на место,
откуда он был взят. Проснувшись наутро, он
чувствует во всем теле боль, но о своем
пребывании в руках обуров ничего не знает".
Слово "обур" в
карачаево-балкарском языке имеет еще и значение
"ясновидящий, провидящий", поэтому главную
героиню нартского эпоса Сатанай-бийче именуют
еще "обур Сатанай".
Много рассказов можно услышать и
сейчас о ДЖИННАХ - особых, невидимых для обычных
людей существах, которые делились на черных
(злых) и белых (добрых). Между ними постоянно, как
говорят, идет война. Белые джинны являются
покровителями добрых ведунов, которые называются БИЛГИЧ, а злые помогают злым колдунам.