ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Балкарцы и карачаевцы на протяжении веков создали самобытное, оригинальное хореографическое искусство, которое и теперь хранит в себе заряд большой художественной силы. Развитие хореографического искусства балкарцев и карачаевцев было обусловлено особенностями производственной деятельности и быта населения, географическими условиями. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр балкарцев и карачаевцев. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями. В традиционных танцах балкарцев и карачаевцев проявляется веселье, удаль, энергия, магия, эстетические вкусы народа.
     Обрядовые формы со свойственными им художественным синкретизмом, самобытностью фольклорно-этнографического материала оказывают сегодня большое влияние на развитие профессиональных форм искусства, в том числе и танцевального.
     В фольклорно-этнографическом материале все взаимосвязано, взаимозависимо. Любая какая-нибудь отдельно выброшенная часть лишает танец живых красок, интонаций, мысли. При постановке танцев в программе ансамбля «Балкария» сразу же ощущалась какая-то нехватка, если нарушить синкретизм собранного обрядо'вого материала. Танец становится как бы «мертвым». Поэтому постановщики старались сохранить в обрядовых танцах маски, игры, пантомиму, самобытное музыкальное сопровождение, драматические эпизоды, акробатические номера, всевозможные манипуляции с аксессуарами, костюмы, украшения, песни, молитвы, здравицы и многие другие моменты действа, служащие созданию единого образа, только в своей совокупности несущего определенный смысл. Обрядовым танцам балкарцев и карачаевцев присуща не только синкретичность и нерасчлененность отдельных его видов. Такая особенность балкаро-карачаевской хореографии делает ее неповторимой. Ярко демонстрирует это ансамбль «Балкария». За короткое время этот коллектив добился больших успехов и завоевал почетное признание на региональном и Международном фестивалях, получив главные призы. И это лишь благодаря мастерству танцоров, красочности одежды, обилию аксессуаров, колористичности масок,кои нельзя отделить никак и от той атмосферы, которая создается артистами на сцене сегодня. И не важно, будь то сольное, дуэтное или массовое исполнение танцев.
     Состав ансамбля формируется из лучших танцоров, певцов, музыкантов разных ущелий. Каждый из них привносит в хореографию мышление нового молодого поколения, его азарт и устремления.
     Зрители и специалисты отмечают высокое мастерство исполнителей, интересные постановки фольклорно-этнографических танцев, логичность развития хореографической драматургии, отвечающих высоким требованиям профессионального искусства.
     Безусловно, для карачаево-балкарского народа создание государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Балкария» стало историческим событием, направленным на сохранение хореографической культуры.
     Коллектив ансамбля «Балкария» осознает, что будет иметь успех в том случае, если в своей деятельности будет опираться на лучшие художественные традиции своего народа.
     Известно, что кавказские ансамбли народных танцев пользуются большим успехом на международных фестивалях и коммерческих концертах в других странах.
     Правда, коммерческие концерты где-то и опасны для любых национальных ансамблей. Ведь в коммерческих целях создаются программы внешне эффектные, экзотические, броские, -но художественно ущербные, лишенные национальной самобытности.
     Само название «ансамбль» также не всегда точно определяет жанровую суть того или иного коллектива, его творческую направленность. При созда;нии сценического произведения порой используются чуждые для данного народа эстетические критерии. Если взять, скажем, длительность танцевального номера, то надо признать, что при большом сокращении временной продолжительности, он теряет не только традиционность и своеобразие танцевального образа, но и недосказанность мысли, тайну и магию танцевальных форм. Постановщики некоторых северокавказских ансамблей, к сожалению, стремятся строить свою программу в угоду иностранным зрителям. При этом постановщики танцев, как сказано выше, придавая танцам внешнюю экзотичность и эксплуатируя природную одаренность исполнителей, прикрывают этими приемами бедность выразительных средств, представляющих собой ограниченный, бессмысленный набор ярких и эпа-тажных элементов чужой танцевальной стихии. Все танцевальные произведения постановщика носят эмпирический характер, который не раскрывает закономерностей художественно-исторического развития хореографического наследия.
     Еще одним тревожным явлением служит количественный состав артистов, резервируемый для коммерческих гастролей. Менеджеры из другой страны, приглашая творческий коллектив на коммерческие гастроли, стараются сократить их участников до минимума, разумеется, в целях экономии средств. Это также пагубно отражается на качестве программы. Ко всему еще сокращается и набор костюмов, исполняйте, дескать, в одних и тех же несколько танцев. Где уж тут говорить о качестве концерта? Творческий коллектив вынужден принимать эти условия из-за низкой зарплаты, отсутствия жилья и социальных гарантий на будущее.
     Северокавказская хореография .условно подразделяется на шесть подгрупп: карачаево-балкарская (карачаевцы и бал'карцы), дагестанская (лезгины, лакцы, аварцы, даргины, рутульцы и т.д.), адыгокая (кабардинцы, адыгейцы, черкесы, шапсуги), вайнахская (чеченцы и ингуши), кумыко-ногайская (кумыки и ногайцы), осетинская (дигорцы, иронцы, кударцы) и особая подгруппа - казачья.
     Указанные подгруппы образовались в результате сложных этнографических и этнокультурных процессов.
     Народное танцевальное творчество коренного населения Бал-карии и Карачая, сохраняя своеобразный, связанный с конкретным этносом характер, в настоящее время развивается как органическая часть кавказского многонационального хореографического искусства.
     В течение длительного времени карачаево-балкарская хореография выработала своеобразный язык пластики, возникший в определенной локальной среде, понятный балкарцам и карачаевцам, что позволило передавать языком танца сложные сюжеты.
     Карачаево-балкарским танцам весьма характерны речитативные реплики.
     Такими являются: «Тойда тепсей билмей эсенг,нек келгенсе?» - «Если не умеешь танцевать, зачем пришел на торжество?»; «Тепсей билмегенни насыбы болмаз» - «Тот, кто не умеет танцевать, не может быть счастливым»; «Тепсеучюню жюреги тазады» - «У танцовщика искреннее сердце»; «Тепсеучюню жюреги тойдады» - «Душа танцовщика на пирах»; «Тепсеучю юлюшюн алады» - «Танцовщик всегда сорвет свой куш».
     Многие танцевальные термины и сюжеты некоторых карачаево-балкарских танцев имеют аналогия в хореографическом искусстве других тюркоязычных народов. У балкарцев и карачаевцев имеются звукоподражательные танцы, как и у многих тюрко-язычяых народов, которые возникли в глубокой древности и отражали охотничий быт. Горские охотники хорошо владели охотничьими приемами, подражанием голосам животных, пению птиц. Эти танцы говорили о тонкой наблюдательности человека, об умении мастерски передавать повадки животных и птиц. В со-ъременном танцевальном искусстве продолжают жить прогрессивные начала, выражавшие мечты народа о преобразованиях жизни, о светлом будущем. В нем отражаются вера в силу добра, в победу над злом как в природе, так и в жизни жамауата (общества).
     Репертуар ансамбля «Балкария» регулярно пополняется новыми танцами из культурного хореографического наследия балкарцев и карачаевцев. Они основаны на фольклорно-этнографическом материале, но имеют разработанную сценическую форму.
     Только жаль, что у нас мало (всего четыре) самодеятельных коллективов, которые могли бы развиваться, опираясь на эстетический опыт ансамбля «Балкария».
     В количественном отношении у соседних народов иначе. Там установились неплохие традиции связей профессионального и самодеятельного искусства. Однако и там, вероятно, многообразие форм и методов работы по развитию народного искусства далеко Tie исчерпано.
     «Одежда является памятником исторических эпох. Она помогает разобраться в вопросах этногенеза, до известной степени освещает идеологию создавшей ее социальной среды, указывает на производственные социальные отношения, нашедшие отражение в материале и покрое платья».
     Как уже было сказано. Северный Кавказ - один из самых многонациональный регионов нашей страны. Вое коренные народы региона являются автохтонами Северного Кавказа. «Однако этногенетичбские процессы, которые привели к формированию основных этнических общностей на данной территории, были сложными и хронологически весьма протяженными. Их основным содержанием в течение веков было глубокое взаимодействие и глубокий синтез между аборигенным этнокультурным миром и пришлыми этническими волнами, которые разновременно достигали подножий Кавказских гор, оставляя каждый раз зримые следы своей исторической роли в сложении той этнокультурной мозаики, которая по сию пору отличает данный регион» (246).
     У народов Северного Кавказа взаимовлияние было не точько в хореографической культуре, но также и в одежде.
     Основными занятиями у балкарцев и карачаевцев были охота, скотоводство и земледелие. Указанные отрасли хозяйства поставляли сырье для домашнего, изготовления одежды и обуви. Так, в домашних условиях изготовляли шерстяные ткани, вязали платки, кофты, валяли бурки и ковры, делали кожи для изготовления обуви.
     Надо отметить, что немало сырья, а также готовых изделий и украшений поступало на Северный Кавказ благодаря торговому обмену, который был достаточно интенсивным. Из России, Персии, Турции, Крыма поступали бархат, шелк, атлас, сафьян, драгоценные изделия и т. д.
     Основным источником одежды балкарцев и карачаевцев древних эпох служат археологические, филологические, фольклорные, этнографические и хореографические сведения. Языческие танцы дают более подробные сведения о древних костюмах, украшениях, орнаменте, реквизите, чем другие источники. По характеру танца можно восстановить ту или иную одежду, ее покрой. Костюмы языческих танцев были самыми пестрыми и обильными украшениями, чтобы магически воздействовать на охоту, пахоту, уборку урожая, перегон скота и т. д.
     Большой интерес для науки представляет труд А. Я. Кузнецовой «Народное искусство карачаевцев и балкарцев». Она собрала поистине огромный и уникальный материал, который лег в основу этой книги (247). Ценные сведения о карачаево-балкарской одежде имеются в работе Г. Мерцбахера, подкрепленные серией фотографических снимков (248). Большие заслуги в деле сбора и изучения одежды карачаевцев и балкарцев принадлежат этнографу Е. Н. Студенецкой (249).

Hosted by uCoz