ТАНЕЦ С ВОЙЛОЧНОЙ ПЛЕТЬЮ "КЪАМЧИ"

     Было такое понятие у суеверных, что "эмегены имеют волшебную плеть (къамчи). Этой плетью, например, осла можно было превратить в лошадь, быка - в корову, барана - в кота, девушку - в парня, старика - в молодого, старушку - в девушку и т. д.
     С помощью плети можно было приворожить кого-то. Может заставить полюбить себя, парня или наоборот. С этими словами эмеген снял со спинки кровати войлочную плеть и дважды огрел Ерюзмека. Ерюзмек упал, спина его согнулась, руки сравнялись с ногами: гордый нарт превратился в охотничью собаку" (45).
     В танце "Къамчи" парень с войлочной плетью отделяется от группы парней и направляется в сторону девушек и останавливается рядом с той, которая ему по душе. Выделывая замысловатые движения, легким касанием руки как бы приглашает ее на круг. Она плывет в танце, а парень с плетью следует за ней. Они останавливаются на середине круга: он делает несколько движений на месте, а девушка кружится. Он слегка плетью касается два раза колен девушки. Затем вручает плеть ей и отходит на свое место. Девушка повторяет то же самое, что и парень. Так продолжается, пока не оттанцуют все.
     "Ночью, когда эмеген и его жена крепко спали, охотничий пес вылез из-под кровати, снял со спинки кровати войлочную плеть, сам себя хлестнул этой плетью, обратился с мольбой к всемогущему Тейри - и снова стал человеком" (46). Затем Ерюзмек этой же плетью ударил эмегена, которого превратил в могучего коня.
     В танце с плетью легко можно было определить взаимоотношения между парнем и девушкой. Если парень приглашал ту девушку, которая по душе, девушка не имела права отказаться. Даже когда девушке не нравился парень, и не смотря на протестующие поднятые руки над головой, словно крылья, она обязана была с ним станцевать.

Hosted by uCoz