ОБРЯДОВЫЙ ТАНЕЦ "ХЫЧАУМАН"

     В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев описан обряд похорон нарта, героически погибшего в месяце Хычауман (май). С телом нарта в могилу ложили его оружие и вещи: лук со стрелой (садакъ и садакъ окъ), меч (сырпын), секиру (ай балта), боевой топорик (гида), колчан (жебхана), копье (гебох), пику (сюнгю), плетку (къамчи), щит (къалкъан), саблю (къылыч), камнеметалку (сыйыртхыч), шлем (такыя), кольчугу (кюбе), кинжал (къама), пояс (белибау), черкеску (чепкен), бешмет (къаптал), рубашку (кёлек), - штаны (кёнчек), полуноговицы (ышымла), ноговицы (месле), подвязки (ышым баула). Над могилой устанавливали камень (сын таш) - памятник. Рядом с могилой разводили большой обрядовый костер. Над костром вешали большой котел. Для поминок разделывали белую лошадь, мясо которой варили в котле. Часть его съедали присутствующие на поминках, а часть люжили в могилу, как долю погибшего. Здесь же его товарищи давали клятву быть смелыми в бою, верными друг другу и родному краю. Весь обряд сопровождался танцем "Хычауман". Этот обряд совершали регулярно в течение пяти лет (43). По источникам, в более ранние времена с погибшим хоронили его любимого коня, позднее просто стали подводить коня к могиле. С погибшим в могилу ложили также косу любимой жены. Неотъемлемой частью обряда были скачки и джигитовки в честь нарта, погибшего в месяце Хычауман.
     В танце это выглядит так: на площадке расстилается бурка, на нее кладут меч или лук со стрелами и папаху. Рядом ставят поднос, накрытый полотенцем. Одна девушка в роли жены погибшего нарта касается своей косой могилы. Следом исполняется танец "Хычауман". В танце участвует парень в маске лошади, исполнители преследуют лошадь, чтобы принести ее в жертву. Наконец "лошадь" ловят, и все участники покидают площадку.
     "Хычауман" (клятва воинов-нартов). Ритуал приношения клятвы последовательно был следующим. Два воина становились лицом к лицу и заносили мечи над головой, ими делали круговые движения вокруг головы. Такую клятву совершали воины в ясную лунную ночь.
     Затем воины касались мечами своего лба и втыкали их в землю. И это перед восходом солнца. После чего пили напиток из круговой чаши, закрепляя клятву:
     1) воины целовали мечи и менялись оружием, ударив об щиты. При этом делили один большой пирог между собой на равные части;
     2) прикладывая мечи к подбородку и притопнув ногой о землю у камня Нарт таш (камень нарта);
     3) приложив меч к горлу, нарты клялись в момент появления радуги (Тейри къылыч ант). Тут же менялись щитами;
     4) два воина вешали на свою шею мечи и, взявшись за руки, давали клятву перед лицом опытного воина;
     5) оба, скрестив мечи, в очередном круге в братском объятии;
     6) воин, сняв шлем, давал клятву: "Пусть моя голова скатится, как шлем". Эту клятву он произносил у родника нартов;
     7) клятва давалась у очажной цепи в присутствии старших, которые были как бы свидетелями. Такая же клятва звучала у знамени с изображением головы тура или льва.
     Священной клятва считалась, данная в присутствии матери. Давали ее, коснувшись руками плеча женщины. Или, клянясь именем матери, одновременно обменявшись головными уборами в ее присутствии. Клятву давали воины, упоминая имена легендарных нартов: Ерюзмека, Карашауая, Рачикауа, Алаугана, Дебета.
     А еще именами языческих богов Кёк Тейри (Бог неба), Жер Тейри (Бог земли), От Тейри (Бог огня). Именем Бога давали клятву, возведя руки к зениту. Именем Бога земли - встав на правое колено. Именем Бога огня - у пылающего очага.
     Призыв к бою. Воин бил мечом о щит, призывая всех к священной борьбе с врагом. Все остальные повторяли его движения, выражая готовность последовать за ним. При этом они совершали воинственный танец вокруг вертикального шеста с пучком соломы или сена на верхушке. Перемещаясь по сцене, устанавливали на условной башне знамя с изображением головы тура или льва. Затем шел переход к возвышению: зовя всех на священную борьбу, воины сходились у костра.
     Один из них в это время играл на барабане (даурбасе), что означало идти в поход. На зов барабана собирались воины.
     На сцене скакал всадник со знаменем, на котором были сабли. Это говорило о приближении врага. Вздымая рваное знамя из шкуры, давали понять, что это призыв к бою.
     Все воины собирались у черного камня (налат таш), где наказывали предателей, посадив их задом наперед на осла. Все понимали при этом, что воинов предал кто-то из селения. И начинали готовиться встретить врага.
     Выпущенные с горящими наконечниками стрелы означали призыв к бою. Сломанные стрелы также звали людей к бою. Все воины собирались в тайном месте, чтобы оградить жителей от лишней тревоги. Особенно оберегали старых и малых. Если бегущая женщина размахивала платком, то ясно было, надвигается опасность.
     На видном месте устанавливали чучело (бодурку) - это было сигналом того, что приближается враг и его надо встретить.
     Черная бурка, поднятая вверх на длинном шесте, означала призыв к бою.
     Рисунки танца "Хычауман". Щит и меч прижаты к сердцу. В такой позе нарт может стоять на полупальцах, на полной ступне ног, на одном колене, спиной к партнеру, как бы защищая его.
     Щит прижат к сердцу, меч вытянут вверх, вправо, вперед или прижат к спине. Фигуры означают наступление на врага и защиту от него. В этой позе воин может двигаться вперед, вправо и назад.
     Щит вытянут влево, меч - вправо. В такой форме воин защищается от нападения двух противников.
     Воин держит щит над головой, защищаясь от меча противника. Его рука брошена с мечом вперед, как бы для нанесения удара по противнику.
     Щит и меч, поднятые вверх или протянутые вперед, означают защиту от врага. Два воина становятся спиной друг к другу, обороняясь от противника.
     Воин с протянутым мечом вперед делает резкий выпад, как бы нанося удар противнику.
     Воин делает резкие повороты вправо и влево, защищаясь от противника. Воин с мечом делает резкий прыжок вперед, нанося удар противнику.
     Воин резко приседает, защищаясь от противника, и тут же встает, нанося удар противнику.
     Воин медленно отступает назад, прижав оружие к груди, как бы защищаясь от противника. Затем делает резкий выпад, чтобы нанести удар противнику мечом.
     Воин резко с поворотом садится на колено и резко встает в полный рост, чтобы увернуться от противника и нанести удар ему.
     Воин резко садится на колени, изображая раненого, и резко встает на ноги, чтобы нанести удары противнику.
     Воин делает наклоны вправо, влево и назад, отводя удары противника от себя. Затем делает выпад вперед, нанося ему удары.
     И еще - резкие прыжки вверх, защищаясь от противника.
     Танец имеет и двухъярусную форму, которая изображает боевую крепость. Второй круг (мужчины) находится на плечах танцоров первого круга. Круг может двигаться вправо и влево, изображая защиту крепости. В середине круга находится знаменосец, который изображает призыв к защите крепости от противника.
     Все воины образуют один общий круг, который движется вправо, влево, приседает и встает, изображая костер. Костер означает призыв к бою.
     Двухъярусный полукруг воинов символизирует разрушенную башню противником. Несколько мелких кругов воинов выражают защитников крепости. Маленькие круги в позе на коленях выражают могилы нартов, погибших при обороне крепости.
     Воины, образуют маленькие круги, опустив головы вниз-это "камни" разрушенной крепости.
     Зигзагообразная линия воинов выражает движение воинов по горной тропинке, которая называется "нарт жолла" (тропинка нартов). Общая линия нартов с наклоном корпуса выражает их наступление. Полукруг нартов с вытянутыми мечами обозначает медленное окружение противника.
     Плотный круг нартов с поднятыми мечами вверх выражает полное окружение противника.
     Две линии нартов, стоящих клином-это был знак тарана крепости противника. Две параллельные линии нартов - победа близка! Диагональная линия - трофеи, взятые у противника! Поперечные линии - полная победа над црагом! Все воины приседают, принимая неподвижную позу, которая означает бдительность защитников крепости.
     Воины, опуская и поднимая оружие, одновременно приподнимаясь и приседая, выражают радость победы.
     Сдача в плен. Нарты бросали оружие и поднимали руки вверх. Еще нарт прикладывал руки к затылку - это означало сдачу в плен. Или нарт вставал на колено и опускал руки вниз - это означало позорный плен.
     И еще позорным пленом считается, если нарт становился на колени и поднимал руки вверх, умоляя о пощаде.
     Нарт прикладывал руки к пояснице и садился на колени в знак большой покорности.
     Нарт складывал руки крестом на груди. Это плен, покорность. Предводитель нартов, стоя на одном колене, мог вручить свое оружие вожаку врагов.
     Если знамя отряда отдавали вожаку вражеских войск, то такое явление считалось полной сдачей.
     Когда все воины складывали свое оружие перед врагом, то и это было поражением.
     Воин, сняв головной убор, преподносил его врагу: он смирился с пленением.
     Стрельба из лука в сторону опять-таки воспринималась как сдача в плен.
     Потушить костер - это означало сдаться в плен.
     Отказ от сдачи в плен. Если врагу отправляли мертвого грызуна, то предводитель вражеских войск понимал: противник отказывается сдаться в плен.
     Врагу отправляли осла с чучелом на спине, и враг понимал" что противник смеется над ним.
     Врагу отправляли женскую шапочку, и он понимал, что и женщины воюют против него.
     Осколок камня, отправленный врагу, давал понять, что ему ничего не достанется, кроме камня.

Hosted by uCoz