ТАНЕЦ ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ “КЮРЕК БИИЧЕ”

     “У балкарцев, как и у других народов Кавказа, существовали обряды, связанные с “вызыванием дождя”. Обряды эти сопровождались специальными песнями и танцами. Перед началом действа балкарцы наряжали деревянную лопату в женскую одежду. Это чучело носило наименование “Кюрек бийче” (“Княгиня-лопата)”. Затем двое подростков брали “Кюрек бийче” под руки и начинали шествие. За ними шли другие подростки. Останавливаясь во дворе того или иного дома, участники пели песню:

Княгиня-лопата, просим мы дождь!
Дождь льет, не переставая,
Растут хлеба обильные,
С помощью Аллаха, Великого Аллаха,
Вышли мы все очень дружно,
Чтобы просить у Тейри дождь (236).

     Песня-пляска “Кюрек бийче” включает в себя спортивные игры, здравицы, обрядовые предметы, молитвы. Деревянная кукла наряжалась соответственно народным представлениям о речных русалках. В наряд входили лоакуты пестрых тканей, ленты, колокольчики и т. д. Здесь же рядом стоял осел, которого накрывали пестрым покрывалом, на голову повязывали пестрый платок, к хвосту привязывали разноцветные ленты, на шею вешали крупные самодельные бусы; к нижней челюсти прикрепляли самодельную бороду, на ноги надевали самодельные браслеты. Затем на осла садился юноша и брал в руки Княгиню-лопату. Осла вели юноша в женской одежде и девушка в мужской. Впереди их шли кепсорка (клоун), молодой человек с зеленым флагом и девушка, которая держала лягушку, наряженную в женское платьице. За ними-другая с ситом и парень с чашей, в которой была родниковая вода. Их сопровождала группа парней и девушек. Шествие встречали на. определенном месте девушка в роли соответственно Суу Анасы (мать воды) и парень Суу Атасы (отец воды). Участники обряда старались сделать представление как можно более привлекательным и захватывающим.
     Шествие обходило селение с песнями, танцами, играми, театрализованными моментами из народной жизни и направлялось в чей-нибудь дом. Во дворе дома устраивали обрядовый концерт. Через сито лили воду из чаши, изображая проливной дождь. “Хозяева дома, где останавливались участники этого обряда, угощали подростков пирожками, яйцами, мясом, хычинами, лепешками и обливали их водой” (237). Закончив обход всех домов селений, шествие направлялось к старым могилам. Подростки со стариками делили собранные пожертвования. Обнажив грудь, старшие обращались к Тейри и просили ниспослать на землю дождь.
     По рассказам информаторов, обряд этот совершался в четверг (238). Исполнители обряда трижды обходили старую могилу и рядом копали яму. Если начинал идти дождь, то яму заполняли землей, в противном случае оставляли яму открытой.
     В. Я. Тепцов отмечал, что для вызывания дождя разрывали яму - могилу (239). От могильных камней откалывали куски и бросали в воду, чтобы вызвать дождь. “Дождевые камни были известны также вайнахам, осетинам, карачаевцам, адыгам, армянам, грузинам, турка.м, японцам, англосаксам” (240). Участники шествия переворачивали на пути большие камни. Если под ними было влажно, предсказывали дождь. В озеро или реку бросали небольшие белые голыши, которые должны были скользнуть по поверхности воды, тогда считали, что будет дождь. Если по пути встречались муравейники, то их разрушали, также чтобы вызвать дождь. Если во время проведения обряда “Кюрек бийче” собака или кошка, встретившаяся на улице, переворачивалась, то предсказывали, что пойдет дождь. Купающийся осел в реке - было хорошей приметой: непременно пойдет дождь. У реки обильно поливали камни водой, чтобы вызвать дождь. Эта процедура сопровождалась танцами. Если во время проведения обряда кто-либо проходил или проезжал мимо участников, то и его обливали водой и требовали выкуп, обливая водой и себя. Г. Ф. Чурсин отмечал: “Обливание водой друг друга-обычай весьма распространенный на Кавказе. Эта невинная забава имеет далеко не безвинное происхождение. В доброе, старое время, чтобы умилостивить разгневанного владыку вод, в жертву ему бросали в реку ил-и озеро человека. Позднее вместо того, что бы топить человека, - стали довольствоваться тем, что его только окунали и толкали в воду. Отсюда и ведет свое начало обрядовое обливание друг друга водой” (241). Обливали не только людей и камни, но также животных и деревья.
     В Карачае обряд “вызывания дождя” проводили у Жангыз терек (одинокое дерево-сосна). Во время этого обряда пели песню-мольбу:

Ой, Жангыз терек, (ты) дерево жизни!
(Нам) урожай, дающее дерево;
Весь мир объяла засуха,
Раскрой же пошире двери дождя!
Пусть молнии засверкают,
Пусть сейчас же дождь польет (242).

     В селениях Балкарии Баксанского ущелья во врямя засухи все жители выходили на возвышенное место. Участники обряда надевали свою одежду наизнанку. Старики брали семь черепов диких и домашних животных и укрепляли их на длинных палках. Женщины ловили семь лягушек и надевали на них одежду семи цветов. Мужчины обращались к верховному богу Тейри, женщины - к Уммахан с просьбой о дожде (243). В танце черепа и лягушки заменялись бутафорией или масками.
     В Карачае (с. Хурзук) привязывали к камню с отверстием козленка и заставляли блеять. Чем больше и громче блеял козленок, тем больше была вероятность, что будет дождь (244). Так же поступали и с ослом.
     Существовали еще приметы: если осел часто переворачивался на песке, то непременно будет дождь. Если кошка или собака облизывает свои лапы, то это к дождю. Чтобы вызвать дождь, в чистую родниковую воду бросали комки земли. Из сырьих дров жгли костры; бурку поливали чистой водой.
    Летом при частых дождях, которые мешали уборке урожая и косовице, проводили обряд «вызывания солнца». Для этого гремели тазами, вёдрами, колокольчиками, стучали палкой по доске, камнем по камню, хлопали, свистели, кричали... В селениях Балкарии Чегемского ущелья для проведения этого ритуала выбирали самую красивую девочку аула, которая обязательно должна была быть в своей семье первенцем. Участники обряда шли к реке, где девочка пела песню:

Я первенец, первенец
Свое лицо первенца открываю,
(И) туманы разгоняю!
Вошь и блоху, вместе связав, в реку бросаю,
Не дождь, а солнце выбираю! (245)

     У озера или реки разводили три больших костра из сухих дров, чтобы «вызвать солнце». Подростки надевали дубленки шерстью наружу и бегали под дождем, пока не вспотеют, чтобы остановить дождь; с этой же целью во время ливня стреляли из ружей. Все обряды, связанные с «вызыванием солнца» сопровождались жертвоприношениями.

Hosted by uCoz