РИТУАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ “ГЮППЕ”

     “В ритуальный играх и увеселениях, связанных с новогодними гаданиями, осббо выделяется “хождение в группе”, в котором принимала участие исключительно молодежь. Распевая колядную песню “Гюппе” (смысловое значение труднообъяснимое), юноши и девушки в “масках животных” ходили по дворам”(214).
     В танце “Гюппе” использовались маски козла, барана, коровы, петуха, яка, собаки, лошади, осла, тура, оленя, медведя, волка, лисы, зайца, горного козла, рыси. Ряженые имитировали их повадки. Девушки и юноши надевали также шубы шерстью наружу. На себя навешивали лоскуты тканей разных цветов и ленты, а также гремящие предметы. В руках держали посож и деревянные сабли, лук со стрелами, веники, барабаны, деревянные вилы, плетки и поднос с фруктами, шкуру, платок, веретено. С боку у участников обряда висели сумы для пищи, собираемые для общественного пира.
     Участники обряда, побывав в любом дворе с песней-пожеланием, просили, чтобы невеста родила близнецов, дочь вышла удачно замуж, приплод был хорошим, урожай небывалым и т. д.
     “За свои песни, шутки, пожелания и игры колядники получали подарки (мясо, сыр, яйца и т. д.)” (215).
     Участники обряда Гюппе показывали сценки из народной жизни: похищение невесты, свадьбу, рождение ребенка, сценки примирения кровников, приема гостей, аталыческий обычай.
     Затем шел обмен масками. Это происходило в конце обряда после общественного пира. Обмен означал, что во время полевых работ все будут помогать друг другу для успешного завершения дел.
     В ином варианте танца “Гюппе” девушка брала шкуру барана и облив ее чистой родниковой водой, брызгала на всех участников танца. При этом приговаривала, чтобы урожай и приплод были такими же обильными, как “обильно” это руно.
     У реки девушки и парни затевали буйную пляску, как бы соревнуясь с быстрым течением реки. Девушки шутя, сорвав с головы парней папахи, исполняли мужские движения. При этом громко разговаривали, смеялись. Это было как бы магическое воздействие на природу. Затем парни и девушки продолжали пляску на возвышенном месте, на виду у окрестных селений. Жители, увидев их, приносили еду. После еды снова продолжали танцевать. Пляска сопровождалась аккомпанементом гремящих музыкальных инструментов: трещоткой (харе), колокольчиками (къонгуроу), барабанами (дауурбас), маракасами (шах-шах). Если мимо танцующих проходил мужчина, то его “ловили” и просили выкуп. Он должен был откупиться бараном. Если отказывался дать выкуп, его купали в речке, “гладили по животу” хлебной лопатой, чтобы он был таким же сытным, как участники обряда.

Hosted by uCoz