ОБРЯДОВЫЙ ТАНЕЦ “КЪЫСЫР”

     Танец “Къысыр” (букв.: Скала. Монолит) или “Посвящение в охотники” имеет много общего в положении рук с танцами “Марако”, “Жортууул”, “Абзех”, “Экеу”, “Хычауман”, “Жия”,. а в некоторых моментах и деталях от них ничем не отличается. Его исполняют в паре, девушка и парень, как и в тех указанных названиях.
     Охотничий вариант танца “Къысыр” исполняется мужчинами в масках диких зверей, а девушки выступают без них. “Охотники” перевоплощаются так, чтобы партнерши не узнавали их во время танца. Если девушка узнает своего партнера, то обряд посвящения его в охотники откладывается. Все это перед охотой делалось для того, чтобы чуткие звери не “раскрыли” известного или молодого охотника. Кроме того, маска воспринималась как оберег от злых духов. Она должна была умилостивить бога охоты Апсаты. Маски для празднества готовились в течение года, как раз к охотничьему сезону.
     Пастуший вариант. Как мы говорили, пастухи в течение зимы тщательно готовили маски барана, козла, коровы, быка, лошади, осла, вола, которые надевали на танец “Къысыр”. Главная задача каждого - сделать так, чтобы девушка не узнала, с кем она танцует. А раз не узнает, значит можно уберечь приплод от болезней, гибели или нападения хищных зверей. Маска еще обещала хозяину славу хорошего скотовода.
     Ранней весной и девушки старались изготовить свои маски, но чтобы они были похожи на птиц, и парни не узнали их обладательниц. Значение масок в данном случае, чтобы было изобилие диких и домашних птиц.
     Перед пахотой и посевом парни и девушки надевали свои маски, чтобы дружно взошли посеянные семена. Это относилось и ко времени созревания хлебов.
     Вокруг новорожденного в масках диких животных, домашних птиц и других мифологических образов исполняли танец “Къысыр”, чтобы он стал хорошим охотником и пастухом. А девушка - хозяйкой и птичницей. А еще, чтобы ребенок не боялся страшилищ и злых духов.
     В масках зверей и домашних животных исполняли танец “Къысыр” перед отправлением за невестой. Пусть у молодоженов будет в изобилии домашний скот. Танец исполняли в доме невесты, и у порога дома жениха, а еще, когда невесту привозили в дом мужа. Так выражали пожелание богатства молодоженам.
     Перед пахотой наравне с танцем “Алтын Хардар” исполняли танец “Къысыр”. В данном варианте парень выступал в роли “плодородной почвы”, а девушка - “посевного злака”. Парень крепко обнимал девушку, чтобы семена попали в землю и дали дружные всходы. Одна девушка надевала маску птицы под названием “сабан чыпчыкъ” (синица) и становилась в середину круга танцующих, выступая как символ плодородия.
     Перед началом посева на пахоту выводили многодетную женщину и на голову ей сыпали семена, чтобы урожай был богатым. Женщина выступала как связующее звено между “семенами” и “почвой”. После окончания посева множество пар девушек и парней исполняли танец “Къысыр”, имитируя дружные всходы      семян.
     Танец “Къысыр” исполняли перед созреванием хлебов. Это помогало уберечь .их от диких кабанов. Танцующие в масках кабанов образовывали большой круг - ограждение.
     Перед жатвой девушки надевали маски диких птиц и исполняли фрагменты танца “Къысыр”, чтобы уберечь созревшие хлеба. Окончание жатвы отмечали торжественно, вновь исполняя танец “Къысыр”. Если парень узнавал свою партнершу, она должна была угостить его друзей хычинами. Все это делалось для того, чтобы .следующий год был урожайным.
     В народе бытует более популярный вариант, в котором юноша старается познакомиться обязательно с той девушкой, которая ему по душе. Посредником между юношей и девушкой выступает распорядитель танца (бегеуль). Танец открывает девушка с подносом и бегеуль с палкой, украшенной головами зверей. Девушка и бегеуль проходят почетный круг по площадке, приглашая юношей и девушек на танец.
     С обеих сторон сцены выходят парни и девушки, хлопая в ладоши. Это означает согласие принять участие в “Къысыре”. Девушки со своей стороны стараются вывести в круг более смелую, которая первой бы начала танец. Также поступают и парни.. В случае заминки на помощь приходит бегеуль. Он берет двух девушек под руки и подводит к двум джигитам, которые заранее выходят навстречу и берут их также под руки. Они образуют пары. И так приглашаются на танец все участники, бегеуль становится рядом с девушкой с подносом. Он приказывает всем танцующим парням “заплатить” выкуп за то, чтобы станцевать с девушками. Выкуп шел и музыкантам, играющим на торжествах. Праздник этот мог продолжаться несколько дней.
     Выкуп в “Къысыре” состоял из денег, башлыка, бешмета, кинжала, пояса, ноговиц, шапки, кольца, серег, браслета, зеркальца,, бус, барана, лошади, меча, сабли. По выкупу определяли, насколько парень любит свою “избранницу”. Когда партнеры платили выкуп музыкантам, хор и оркестр выступали под дирижированием бегеуля. Пение и музыка сопровождали та нец. Бегеуль имел право выбрать из любой шары девушку и станцевать с ней. Ее партнер не обижался, а присутствующие не осуждали его. Иногда бегеуля заменяла старушка, которая вводила в танец свою племянницу или близкую родственницу. Она могла свободно ввести в танец и просто знакомую. Родственница или сестра тоже могла свободно вводить в танец в свою очередь знакомую, вполне могла пригласить на танец родственника или брата. По просьбе присутствующих муж с женой могли принять участие в танце, если, конечно, были известными исполнителями. Вокруг женщины первой беременности дети и подростки исполняли танец “Къысыр”. При этом присутствующие говорили:”Пусть у нее будет столько детей, сколько танцует с нею рядом”.
     Если парень правой рукой брал левую руку девушки для исполнения танца, а она упиралась локтем левой руки о правый бок или пальцы левой руки зажимала в кулачок, то он не имел права вести интимный разговор с ней. Если пальцы правой руки юноши перекрещивались с пальцами левой руки девушки, но касались ладони, а она большим пальцем левой руки упиралась о ладонь его правой руки, то ясно было, что он не по душе ей и не может вести с ней интимный разговор.
     Если ладонь правой руки юноши касалась ладони левой руки девушки, то ясно было, что она разрешает ему объясниться с ней в любви. А если пальцы перекрещивались и ладони касались, тоговорила, что они любят друг друга. Если парень приглашал на танец девушку и брал ее за кисть руки, это означало, что они родственники. Их перекрещенные руки также были знаком их родства.
     Девушке не полагалось несколько раз танцевать с одним и тем же парнем. Парень не имел права оставлять девушку в середине танца. А если оставлял, это было весьма оскорбительным для нее и ее родителей. Если кровник успевал незаметно взять под руку для исполнения танца девушку, у которой от его руки погиб близкий родственник, то присутствующие мирили враждующие стороны.
     Танец “Къысыр” исполнялся с переходом на танец “Тёгерек тепсеу”, где сольные партии танцевали лучшие исполнители.

Hosted by uCoz