ТАНЕЦ “РАУБАЗЫ”

     В религии балкарцев и карачаевцев особое место занимали культы священных рощ и деревьев, которые имелись в каждом ущелье Балкарии и Карачая. Например, в роще Чоппа, где проводились обрядовые охотничьи праздники в честь окончания сезона. Балкарцы поклонялись груше, березе, тополю (197). Карачаевцы весьма почитали Жангъыз терек (одинокое дерево) сосну.
     “Ярким примером почитания дерева балкарцами является культ грушевого дерева “Раубазы”, которое находилось в Верхней Балкарии, около селения Шаурдат. По сообщениям информаторов, дерево было очень ветвистым и напоминало человека с раскинутыми руками. По вертикали оно имело большой рубец, и многие суеверные жители полагали, что ночью по этому рубцу дерево раскалывается, выпуская на волю чудовище, способное принимать любой облик.
     Дереву “Раубазы” поклонялись, главным образом, жители поселка Шаурдат. Кроме того, тайком от мулл, его почитали и жители других селений, в частности, Глашева. К дереву “Раубазы” поклоняющиеся относились очень почтительно: ни в коем случае нельзя было срубать или срезать его ветви. Имя его не произносилось вслух. Особенно боялись этого женщины. “Раубазы” называли “Иман-терек”, т. е. дерево веры”.
     По представлениям балкарцев, “Рауйазы” могло причинить большой вред тем лицам, которые не почитали его или плохо отзывались о нем. Недаром у жителей селений Верхней Балкарии существовала поговорка: “Пусть моим защитником будет “Раубазы”, а твоим - Аллах”. Никто не смел пройти мимо дерева, не оставив около него какие-нибудь приношения: свежие хычины, отварное мясо, деньги и т. д. Большие дары подносились обычно в праздничные дни. Кроме того, и в четверг многие жители отправлялись на поклонение к дереву, захватив с собой разные яства, кои после молитвы оставлялись внизу под ним или же подвешивались на него.
     Если на следующий день эта пища исчезала, то считалось, что “Раубазы” приняло жертвоприношения и исполнит все просьбы жителей. Естественно, пища часто исчезала благодаря диким зверям или же ее попросту уносили пастухи, ведь голод для них был страшнее магии “Раубазы”.
     “Отправляясь на охоту, охотники оставляли “Раубазы” какие-либо подарки, чтобы охота у них была удачной” (198).
     В прошлом часто наблюдался массовый падеж скота. Для прекращения его скот поили водой, настоенной на листьях дерева “Раубазы”.
     Больных оспой купали в воде, взятой из речки, протекающей недалеко от дерева. Если ребенок все же умирал, родители даже не горевали, утверждая, что “Раубазы дал”, он же и забрал чадо.
     По сообщениям информаторов, под деревом лежал большой щербатый камень. Девушки, возвращаясь из леса, где они собирали ягоды, обязаны были “поделиться” с деревом, отсыпав ему часть ягод. Грушевое дерево “Раубазы” почиталось балкарцами и как символ плодородия.
     Бездетные женщины, “одарив” дерево, обнимая его, просили избавить их от напасти.
     Перед свадьбой девушки, как правило, отправлялись к “Раубазы”, где молились о будущем семейном благополучии.
     Под деревом находили приют и лица, умыкнувшие невесту. К примеру, как утверждают информаторы, жители сел. Шаурдат защищали молодоженов, вступивших в брад без благословения, говоря: “Ведь их обвенчал сам Раубазы”.
     Дерево “Раубазы” считалось неприкосновенным. Это табу распространялось на всех лиц, кто искал защиты.
     Рисунок танца “Раубазы”. Исполнитель встает на носки, которые означают корни дерева, корпус его-ствол дерева, руки - ветки, ладони - листья, кулак - плоды, пальцы - тонкие веточки, одежда - кора. Если исполнитель, разводя руки вверх, левую отводит вниз - ветер сломал ветку. Исполнитель, поднявший руки в стороны и слегка раскачивающийся, демонстрирует, что дует сильный ветер. А если он сжимает пальцы в кулак и разжимает их, означает, что плоды (груши) падают на землю.
     Один исполнитель подходит к “дереву” “Раубазы” и бьет по “ветке”. После чего начинает “хромать”. Значит, “Раубазы” его наказало. В танце на раскрытые ладони “парня-дерева” (“Раубазы”) клали кольца, серьги, браслеты в качестве жертвоприношения.
     К “Раубазы” подходят парни в масках медведя, волка, кабана и делают вид, что уносят пищу. А следом-пастухи с посохами, но они уже забирают украшения.
     Охотничий вариант танца исполняется следующим образом:
     парень берет ветвистую палку и становится на середине танцплощадки. К “Раубазы” (парню) подходят парни с луками, изображающие охотников. Они вешают на ветвистую палку стпелы от лука, и после чего танцуют охотничий вариант танца “Раубазы”.
     Пастухи, прогоняя мимо дерева “Раубазы” скот, оставляли у дерева посох, клок шерсти, пищу. Следовательно-, у пастухов был свой танец “Раубазы”. К примеру, сценка “лечения “скота” исполнялась с флагом и чашей. Полотнище флага состояло из обработанной шкуры барана.
     Лечение больных детей танцем “Раубазы”. Девушка берет куклу, которая олицетворяет больного оспой рэбенка. Около девушки с куклой становится девушка с чашей. Девушка держит чашу над куклой. Вокруг двух девушек с куклой и чашей исполняется массовый танец “Раубазы”.
     Известен и танец девушек с ягодами, кои, в качестве дара, насыпались в углубления на камне, лежавшем под священным деревом “Раубазы”. Девушки держат двумя руками фартуки, изображая, что в них находятся ягоды. Камень также изображает девушка, стоящая неподвижно. В конце танца девушки опускают фартуки, как бы высыпая ягоды на камень.
     Почитание дерева Раубазы как символа плодородия исполняется в танце так: девушка изображает “Раубазы”. На ветвистую палку вешают мешочки с зернами кукурузы, ячменя, пшеницы. “Раубазы” должна была быть с толстыми длинными косами, одетая в безрукавку шерстью наружу (олицетворение обильного урожая). Девушки исполняют танец. (Во время засухи для вызывания дождя на ветвистую палку вешали ложки и ленты и обязательно исполняли танец “Раубазы”. Перед началом уборки урожая на ветвистую палку вешали желтые ленты, как символ созревших колосьев, которые созрели. И этот обряд сопровождался исполнением танца).
     Вариант танца “Раубазы”. Бездетные женщины танцуют, повесив на ветвистую палку зеркальца и лоскутики разноцветных тканей, которую держала девушка, имевшая много сестер и братьев.
     Свадебный вариант танца “Раубазы”. Юноша вешал на ветвистую палку столько колец, сколько девушек принимало участие в танце. Палку с кольцами вручали одной из девушек. Девушки по очереди подходили к палке и, взяв по кольцу, исполняли танец.
     Умыкание невесты в танце “Раубазы”. Жених и невеста приближаются к парню с ветвистой палкой, обвешанной кольцами, серьгами, бусами и разноцветными лентами. Здесь “Раубазы” мыслится покровителем невесты и жениха, сберегающим от недругов, ведь за невестой и женихом выступают несколько парней в роли преследователей. Когда парень наклоняет ветвистую палку в сторону “преследователей”, они останавливаются и извиняются, приложив руки к голове и сердцу. Жених и невеста по очереди касаются палки. “Преследователи” поздравляют молодоженов, пожав им руки. Затем они по очереди танцуют с невестой. Закончив танец, жених и невеста покидают площадку, а “преследователи” машут им вслед руками.
     “Примирение кровников”. В глубине сцены стоит девушка с раскидистой веткой, обвешанной украшениями. К палке бежит парень с кинжалом в руке. Его преследуют несколько других, тоже с кинжалами. Девушка поднимает ветвистую палку верх в сторону “преследователей”. “Преследуемый и преследователи” останавливаются и бросают кинжалы. “Раубазы” прощает “кровнику” его преступление. Они пожимают руки друг другу. Все танцуют “Раубазы”, после чего покидают площадку.
     Под ритуал “Раубазы” устанавливали искусственные формы родства. Например, братались, нарекали друг друга сестрами, или становились иными близкими родичами. Тем самым закрепляли свое родство отныне. Национальность при этом значения не имела.

Hosted by uCoz