ТАНЕЦ БОЖЕСТВА ЭРИРЕЯ “ЭРИРЕЙ”

     Наиболее распространенным персонажем аграрного культа в Балкарии и Карачае был Эрирей. Песню в его честь пели на поле во время сева и осенью на гумне во время обмолота зерна. Люди, обращаясь к нему, клялись хорошо обрабатывать поле, вовремя орошать его, чтобы Эрирей дал осенью обильный урожай. Песня должна была содействовать облегчению труда и воздействовать на объект труда (188).
     Молотьба начиналась в конце месяца Абустола ал айы (ноябрь). При этом напевали:

А у пахарей нынче иная забота:
Смерзлась почва - приходит пора обмолота (189).

     Обычно молотьбу проводили на одном и том же месте, выбрав ровную площадку, очищенную от камней и булыжников, заполнив ямы землей, срывая бугры. Поверхность поля утрамбовывали тяжелыми камнями. Утрамбованную площадку заливали водой, которая превращалась в лед, покрывая поверхность ровным слоем. И в итоге, чтобы проверить ее ровность, крутили хайнук (деревянную юлу).
     В танце. Очищение площадки от камней изображается резким выбрасыванием рук вперед - вниз. Заполнение ямы землей - опусканием с полупальцев ног на полную ступню; срезание бугра лопатой - выставлением пятки ноги вперед; трамбовка площадки-медленной походкой; заливание водой-движением танцоров вперед и назад; вращение юлы- кружением на носках в сторону; лед - переменным скольжением ног .вперед и назад. Этому обряду посвящены следующие строки:

Старики для гумна выбирают места,
Чтоб площадка была и ровна, и чиста.
Будет бычья упряжка угрюмо крутиться,
Молотя неустанно ячмень и пшеницу (190).

     Перед тем. как начать молотьбу, всей общиной устраивали обрядовый общественный пир с жертвоприношениями в честь божества Эрирей. У Эрирея просили хорошей погоды для молотьбы, выносливости быкам и людям, занятым на току (ындыр). После пира всем аулом приступали к молотьбе. Быкам на току посвящена такая песня:

Ой, бай и князья будут жертвой для тебя, бык.
Пусть с (песней) “Эрирей” пройдет наш день.
Ой, душа моя, светочи мои, черные быки,
Лицо и руки свои в меду омываем.
Они рождаются для счастливых (людей).
Работая на току, работая на току,
Усталым отдохнет один из вас,
Пусть счастливым будет ваш двор.
Они (быки) встают утром очень рано,
Они рождаются для счастливых людей (191).

     Ледяную площадку покрывали снопами пшеницы ровным слоем, затем на нее пускали упряжку с тремя быками-символами весны, лета и осени. К упряжке сзади были привязаны камни, которые и выбивали зерно из снопов. По окончании молодые люди деревянными .вилами отделяли зерна от плевел. За работой следили опытные старики, чтобы ни одно зернышко не пропало. Мякину складывали в одну сторону, а зерно сгребали в другую.
     В танце выступает группа танцоров - девушки и юноши двумя кольцами. Быков изображают трое та нцоров в майках быков. “Быки” начинают движение по широкому кругу, затем постепенно сужают его. Остановившись, движением рук, с вилами и лопатами, передают процесс работы.
     Танец сопровождается песней:

Вставайте, наступил рассвет,
Положим на ток снопы,
К полудню дважды отделим солому (от зерна).
Если от плохого отца родится хороший сын,
Из бревен построит большой сарай
И наполнит его скотом (192).

     Девушки платочками изображают колосья пшеницы, ячменя или проса. Эти платочки они тайком от родителей или братьев дарят юношам, работающим на току. Затем каждая девушка танцует с тем парнем, которому подарила платочек.
     В песне и танце высмеивается пассивность в работе, как постыдное для горца явление. В танце движения то энергичные, то вялые, то комические. Этот танец исполняется обычно стариками, порицающими ленивых юношей и девушек. Они поют:

Эй, на ленивой не женятся,
А если женятся, не обрадуются.
Если от хорошего отца родится плохой сын,
Будет ссориться в своем доме с женщинами.
Большие стада своего отца
С распутниками вместе уничтожит (193).

     В танце о ленивом юноше участвуют юноша и девушка. “Ленивец”, с соответствующими его характеру движениями, подходит к девушке и приглашает ее на танец, но она отказывается. Он предлагает кольцо, но девушка все равно не принимает его предложения. “Ленивец” теперь, приложив руки к груди, обещает быть примерным в работе. Тогда она принимает подарок, и они танцуют.
     Если снопов было немного, то молотьбу производили дубовыми палками. Один работник мог молотить одной или двумя палками. В танце этот процесс передается соответствующими движениями рук и корпуса. Солист движется кругами, сужая их, и останавливается в центре. Усталость выражается потиранием руками поясницы и утиранием пота со лба.
     “Во время провеивания зерна мужчины совершали ряд магических обрядов для вызывания ветра. Для этого они вонзали нож в макушку столба и обращались с молитвами к духу ветров Горий (Чери-чери). Горцы верили, что именно Горий посылает им добрые ветры и избавляет от непогоды” (194). У балкарцев Иногда вместо ножа в макушку столба или палки вонзали кинжал, гвоздь, стрелу, шило.
     “В древности карачаевцы и балкарцы поклонялись ветру. К покровителям ветра Гери-Гери и Химикки обращались при провеивании зерна, а также в период долгих и сильных ветров с просьбой умерить их силу. По народным поверьям, у покровителей ветра были веники, на которых они быстро взлетали на облака и направляли ветер в любую сторону” (195). Исполнители парами (юноши и девушки) образуют большой круг. В середине круга находится солист верхом на венике. Другой вариант - солист с палкой, на вершине которой находится нож или кинжал. Круг качается то вправо, то влево, как бы от ветра. Солист с веником или палкой олицетворяет божество (ветер).
     При провеивании зерна обращались к богине ветра Химикки с песней:

“Мать ветра, Химикки,
За дверью твое помело.
Пусть твой сын-ветер поскорее придет,
Пусть чисто провеет мою пшеницу” (196).

     В танце в середине круга танцующих стоит девушка с веником - Химикки, которая вместе с кругом качается из стороны в сторону.

Hosted by uCoz