ТАНЕЦ С КЛЯТВЕННОЙ ПАЛКОЙ “АНТ ТЫЯКЪ”

     В прошлом у балкарцев и карачаевцев бытовал священный обряд “Ант тыякъ” (палка клятвы). Его совершали в исключительных случаях и проводили в священных местах Балкарии и Карачая. “В отдаленные времена один из куртатинских осетин, Элеу, приезжая в Балкарию, задумал запастись палкой в теснине Хызны. Он высмотрел куст с тремя очень прямыми ветвями и стал их рубить. Когда он начал срезать первую ветвь, из нее раздался голос: “Не бери меня!” Тот же голос повторился из другой ветви. Из третьего же отростка послышался голос: “Возьми меня, покуда ты будешь владеть мною, я принесу тебе счастье!” Элеу срубил ее одним взмахом и, обстругав, сделал из нее палку. С этой палкой он не расставался и в самом деле был счастлив не только дома, но и в многочисленных стычках с неприятелем. Однако под конец ему пришлось лишиться чудесной палки, но до этого она оказала ему последнюю услугу - возвратила свободу.
     Однажды куртатинцы под предводительством Элеу угнали у балкарцев скот, причем у Беппи, таубия из рода Абаевых. Беппи бросился с дружиной в погоню за похитителями, нагнал их у Чохола (на Урухе) и разбил наголову. Видя, что ему приходится плохо, Элеу бросил незаметным образом свою палку в кусты, чтобы она не досталась балкарцам. Сам же с частью своей шайки попался в плен и был отведен в Балкар. Находясь в плену он рассказал Абаеву о чудесных свойствах своей палки, и тот обещал отпустить его на волю без выкупа, если он отыщет палку и передаст ее ему. Элеу посоветовал зажечь траву на месте, где происходила стычка, и это было сделано. И вот выгорела вся трава, кроме небольшого кружка, где лежала чудесная палка. Таким образом, она перешла к роду Абаевых. Они до сих пор хранят ее как святыню в особом сундуке. Вот так Элеу получил с вободу.
     Впоследствии потомки Элеу не раз старались вернуть свою родовую святыню, но их попытки были безуспешными. Говорят, до сих пор, время от времени, они приезжают к Абаевым, чтобы взглянуть на палку” (158).
     Рисунок танца. Трое парней с палками появляются на танцплощадке с трех концов. Они держат палки на вытянутых руках, двигаясь шагом с подскоками. Сужая круг, приближаются к центру. От центра круга отходят назад на носках, расширяя его. Выстраиваются в одну линию и двигаются вправо и влево на носках, кружатся. Общей линией все движутся вперед и возвращаются на носках назад. По очереди исполняют сольные партии (на носках). Во время общего движения появляется четвертый парень без палки. Он обходит первого, затем (он же) протягивает руку к его палке, но первый отводит руку назад. Тогда четвертый направляется ко второму. И второй отходит назад и отводит руку с палкой в сторону, отказывая отдать палку четвертому парню. Парни обходят друг друга и возвращаются к первому и третьему париям. Четвертый парень протягивает руку к палке третьего парня. Третий опускает палку в горизонтальное положение, протягивая в сторону. Четвертый берется за конец палки. Оба танцора идут вперед и возвращаются назад к парням. Все на носках покидают танцплощадку.
     Ант тыякъ (клятвенную палку) держали двое старейшин за оба конца. Они говорили: “Я даю клятву... как священную; обещаю быть честным, справедливым, смелым”. При этом под палкой проходили мужчины, которые также давали клятву. Того, кто нарушал клятву, наказывали жестоко, выгоняя из родного селения. Нарушителя клятвы именовали “Ант алдагъан” (клятвопреступник) (159).
     В танце “Ант тыякъ” мужчины, проходя под палкой клятвы, касались ее руками и начинали танец “Ант тыякъ”. Клятва на палке была самого разного содержания. Кровники мирились, также проходя под палкой клятвы. Враждуя, например, на почве угона скота, и чтобы примириться, стороны должны были пройти под палкой и прикоснуться к бараньей шкуре. Двое парней, участвовавшие в похищении девушки, также совершали прохождение под палкой клятвы. Затем между парням и девушка опускала платок в знак примирения. Ритуал завершало рукопожатие. После обряда девушка становилась по левую сторону парня, похитившего ее. Этим она говорила, что согласна стать его женой.
     Захват земли, возврат ее хозяину передается так. Двое юношей делают навстречу друг другу три шага, затем проходят под палкой клятвы. Заканчивают взаимными объятиями и исполнением танца. Все присутствующие хлопают в ладоши, одобряя их благородный поступок.
     Измена во время боя. Юноша проходит под палкой и встает на колени, сняв головной убор. Если он прощен, то двое юношей поднимают его, наставляя впредь не совершать такой поступок. А если не прощают, то протягивают руки вперед, давая понять, что прогоняют его из родного селения.
     Аталычество совершается прохождением под палкой клятвы мужчины с ребенком (ребенка заменяет кукла).
     С. Шахмурзае в писал: “Пред священным шестом горцы верности клятву давали” (160).
     Перед началом строительства дома нее его участники “проходили под палкой”. Палку держали два уважаемых в селении человека. Это считалось очень серьезной клятвой и должно было подтвердить чистоту помыслов работающих по отношению к хозяину будущего дома. В прошлом этот обычай сопутствовал приему в род” (161): ...Он сопровождался трудовым вариантом танца “Тепана”.
     “Проходя под палкой”, люди клялись именем Тейри - верховного бога языческого пантеона-быть верным своему слову, а затем, опустив голову вниз, клялись ей” (162).
     Темир тыякъ (железная палка), которой владели эмегены, считалась волшебной. Если овладеть железной палкой, то эмегены теряют свою физическую силу. Когда Состар (Сосрук) встретился с эмегеном, то превосходство было на стороне нарта. Тогда эмеген, чувствуя свое бессилие, предложил взять его меч и убить его. Но нарт оказался хитрее эмегена. Эмеген просил и настаивал убить его мечом, который тоже обладал волшебным свойством. Нарт взял железную палку и коснулся меча эмегена. Меч вылетел, как стрела, и разрубил толстую железную стойку как масло (163).
     В танце “Темир тыякъ” (железная палка) исполнитель в роли нарта Состара (Сосрук в танце часто именуется так) появляется на танцплощадке и втыкает в землю палку. К нему со всех сторон подходят парни в роли нартов. Нарты танцуют вокруг палки и втыкают свои кинжалы в землю около палки. Тот, кто сумеет лопасть ближе, считается победителем. Он получает железную палку.
     Мать нарта Чюерди лечила железной палкой эмегена, который стал ее мужем (164). В танце нартов “Темир тыякъ” один исполнитель выносит палку и втыкает ее в землю. К палке подходят несколько юношей в роли нартов. Первый нарт держится за плечо, как бы изображая, что у него там рана. Второй нарт-за голову, будто у него болит голова. Третий нарт “хромает”. Четвертый - изображает слепого. Пятый - идет согнувшись, словно у него болит поясница. Шестой - раньше всех подходит к палке и приглашает коснуться волшебной железной палки. Когда все больные нарты касаются ее, они “исцеляются” и начинают радостную пляску. К слову сказать, бытовала также игра, когда .на расстояние надо было метнуть железную палку. Побежденные исполняют танец “Ант тыякъ” в честь победителя. Сама палка с наконечником называется железной палкой нартов.
     “Жизнь эмегенов зависела также и от разных предметов, как, например, от оселка, черной палочки сандалового дерева или пояса, носимых ими при себе; если эти предметы человеку удавалось уничтожить, то эмеген немедленно умирал. По преданиям горцев, за несколько сот лет до нашего времени в честь эмегенов пред их изваяниями приносились жертвы, чтобы расположить их к людям” (165). Чтобы уничтожить черную палочку или пояс эмегена надо было действовать красной палочкой нарта, которую изготовил первый нартский кузнец Дебет. Эмегены, понюхав красную палочку нартов, заражались смертельной болезнью и умирали. А нарты, получив раны от эмегенов, коснувшись палочкой раны, излечивались (166).
     В танце с одной стороны танцплощадки выходят юноши в роли нартов, с другой-мужчина в маске эмегена, подпоясанный широким поясом, и держит черную палочку. Впереди юношей один из них держит красную палочку. Нарты стараются взять палочку и пояс эмегена. Эмеген мечется из стороны в сторону. Когда предводитель нартов протягивает палку вперед, то эмеген падает, и нарты снимают пояс и забирают палочку, танцуют танец “Ант” вокруг мертвого эмегена.
      Другой вариант. Эмеген с черной палочкой появляется на площадке. На голове эмегена маска с одним глазом. Он танцует. В это время один нарт кидается на эмегена с мечом. Эмеген поднимает палочку вверх, и нарт падает на землю, уронив меч. Зд первым нартом появляется второй, который тоже бросается на .эмегена. Эмеген превращает его в камень. Третьего - в сумасшедшего, который бегает по площадке. Четвертого нарта ослепляет. Пятый вместе с красной палочкой отнимает силу эмегена, тот убегает, бросив пояс и палочку.
     Пятый нарт лечит всех нартов красной палочкой, и все танцуют “Ант”. После танца нарты чертили большой круг, изображая солнце. Круг-солнце - делили на четыре части двумя пересекающимися линиями в виде креста. Нарт становился на точку пересечения двух линий. Он произносил “Ант этеме” (даю клятву) (167). После клятвы покидали танцплощадку.

Hosted by uCoz