ТАНЕЦ БРАТЬЕВ “КЪАРЫНДАШЛА”

     У балкарцев был древний обычай заключать в месяце Къыр-къаууз (сентябрь) искусственные формы родства, т.е. родниться с соседними народами. Фольклорист и поэт С. Шахмурзаев оставил описание обычая заключения родства с осетинами на берегу речки Аргын у минарета Татартюп.
     Праздник проводился в месяце Къыркъаууз, потому что этот месяц считался более свободным от полевых работ. В сентябре и скот спускали ближе к селениям, учитывая наступление холодов. Специально откармливали бычков, баранов, домашнюю птицу. Пекли пироги и готовили хмельные напитки.
     “Для пира гнали с гор откормленных быков” (152). Молодым поручали разделывать жертвенный скот для пира. Между балкарцами и осетинами (дигорцы) устраивались состязания по приготовлению шашлыков, пастушьих колбас (къыйма, жёрме, сохта) и шашлыков из печени, ребрышек, умения правильно разделить вареное мясо на почетные и непочетные части, чисто, аккуратно приготовить ножки и головы жертвенных животных. Сложной была технология подготовки блюд из субпродуктов. С мясом крупных и мелких животных имели дело только мужчины. Девушкам поручалось приготовление блюд из птицы и дичи и хычинов с начинкой из мяса, картофеля, сыра, творога, повидла и бёреков (пирожков). Старейшины были взыскательны и придирчивы в своих оценках. И делали это не взирая на лица.
     Здесь же, на празднике, выставлялись поделки из дерева, кожи, овчины, кости, железа, серебра, золота, шерсти из Балкарии и Осетии. Эти вещи служили для обмена и призов.
     Каждая сторона приглашала своих танцоров, певцов, музыкантов, сказителей, всадников, борцов, силачей, которые показывали свое мастерство.
     Когда все было готово, слово давалось старейшинам с обеих сторон, самый почетный произносил здравицу в честь праздника. Он говорил следующие слова: “Окончена работа, и лучшие люди с гор и долин спешат на званый пир, который проводится на берегу речки Аргын”:

За чашей старики напутствуют джигитов,
Как привлекать друзей, как отражать врагов,
Быть тверже и прочней гранитных монолитов,
Храня свой край и честь отцовских очагов.
Соседи и друзья - балкарцы и дигорцы -
Съезжались в Татартюп, где древний минарет,
Чтоб делом доказать согласия примеры,
Чтоб вместе быть в часы и радостей, и бед,
Лицом к лицу за стол садились аксакалы,
Поставив хлеб и соль в знак дружбы пред собой (153).

     Старейшины, прежде чем произнести здравицу, вешали на шею свое оружие. Затем давали клятву, как сказано в стихах С. Шахмурзаева (154). Между старейшинами на столе лежали хлеб и соль, после клятвы (ант) пили напитки по очереди:

“Из деревянных чаш хмельную влагу пили,
Налив ее из крепких бурдюков” (155).

     Круговая чаша шла справа налево по старшинству. Каждый делал глоток из нее:

“Старейшины племен на дружеском совете
клялись вовек хранить единство и союз” (156).

     Мужчины обменивались оружием и одеждой, а женщины - орудиями труда и платьем, чтобы укрепить клятву (ант).

“А после шли лихих джигитов состязанья.
И скачки, и стрельба, и бойкий перепляс... (157)

     Старейший житель села В. Лескен Мажит Елеев утверждает, что указанный праздник балкарцы и осетины (дигорцы) проводили буквально перед Великой Отечественной войной.
     Кабардинцы и балкарцы указанный праздник устраивали в Чегемском ущелье в местечке Билги (известное). Происходило это в конце месяца Къьгркъар (август) и в начале месяца Къыркъаууз (сентябрь), в Баксанском ущелье-ма месте Нарт жолла (тропинки нартов). Сваны и балкарцы проводили его в селе Эль тюбю, близ камня Нарт таш (камень нартов). Этот праздник указанными народами проводился так же, как и осетинами, но с некоторыми особенностями. Они обменивались оружием, одеждой, скотом, заключали брачные союзы, а также детьми в соответствии с обычаем аталычества.
     На этих праздниках исполнялись осетинские танцы “Симд”, “Хонга кафт”, “Тымбыл кафт”, “Нартон кафт”, “Устыты кафт”, “Гогуз”, “Чепена”, “Шой”, “Аре”, кабардинские - ”Удж пух”, “Тхашхо удж”, “Шибле удж”, “Мерэм”, “Шопшако”, “Джор джэгу” и др.
     Балкарский вариант танца (с осетинами) под названием “Ант” (клятва). Два исполнителя выходили на площадку. Один представлял балкарца, другой - осетина. На шее исполнителей висели кинжалы с поясами. Между ними ставили малбнький стол, на котором стояли хлеб и мамалыга. Они обменивались головными уборами (башлык и папаха) и оружием (кинжалы). Затем опускались на правое колено и касались руками пищи на столе. Они проходили под скрещенными кинжалами, касаясь спинами, трижды обнимались и крепко пожимали руки друг другу. Потом наступали на холодное оружие (нож). Девушка подносила почетную чашу старшему исполнителю, который вьшювал глоток бузы и передавал ее младшему. Затем чаша шла по кругу. Когда буза была выпита, то исполнителей обряда считали родными братьями. Обряд проходил в присутствии девушек и парней. Все исполняли осетинские и балкарские танцы. Если совершали обряд аталычества, то обменивались куклами во время исполнения танца.

Hosted by uCoz