КРУГОВОЙ ТАНЕЦ “АСЛАНБИЙ”

     У многих народов Кавказа бытует один общий подвижный танец с разными названиями. У балкарцев и карачаевцев он именуется “Тегерек тепсеу” (круговой танец), “Стемей”, “Асланбий” (король зверей - Лев). У осетин - “Тымбыл кафт” и “Зилга кафт”, у дагестанцев и вайнахов - “Лезгинка”, у абхазов - “Апсуала”, у калмыков - “Шимблэ”, у кубанских и терских казаков - “Лезгинка”, у грузин - “Картули”, у ногайцев - “Того-рок”, у кабардинцев, черкесов и абазин - “Исламей”, у адыгейцев - “Исламбий”. Общее в них то, что (кроме “Картули” и “Шимблэ”) мужчины танцуют на носках. Мужчины там же исполняют движения на коленях, исключение вновь составляют “Картули” и “Шимблэ”. Движения на коленях у мужчин весьма разнообразны.
     Положения и движения рук мужчин и женщин в общем в подвижном танце сходны, особенно у адыгов, балкарцев, карачаевцев, ногайцев, абхазцев, дагестанцев, абазин, вайнахов, грузин. То же самое можно сказать и о рисунках в танце. Мелодии танцев порою даже повторяются. В оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, шушу, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка и т. д.
     В одежде также много общего: ноговицы, подвязки, шаровары, рубашка, бешмет, черкеска, пояс, кинжал, газыри. А в женской - общего, особенно в шапочках, нагрудниках, поясах, покрое одежды и т. д.
     Подвижный танец у всех народов сопровождается хлопаньем в ладоши, что обязательно.
     Карачаево-балкарский танец “Асланбий” (“Асламбий” - карач.) имеет множество вариантов: черекский, хуламский, безенгийский, чегемский, баксанокий. Общее во всех вариантах то, что они как бы исполняются во славу короля зверей - льва (Арслан). Лев - башчи (царь) зверей, сильное, могучее животное. Он вызывает восхищение людей как символ высоких качеств: смелости, ловкости, силы, достоинства. Человек старался подражать льву: его высокие прыжки передаются исполнителем танца “Асланбий”. Резки, неожиданны повороты льва, когда он заметил жертву. Или действия льва, когда пускаются в ход когти, исполнитель воспроизводит вставанием на носки. Лев лежит, затаясь, и подкарауливает жертву, схватив ее, перекатывается. Все это передается в танце верчением исполнителей на коленях. Раненный в ногу зверь встает на носок одной ноги. На пике и щите “героя” имеется голова льва как символ ловкости и смелости. “Голова” выступает и как оберег от ран и гибели. В другом варианте танца “Асламбий” исполнитель танцует с мечом и щитом, на которых также изображена голова льва как оберег от гибели. В третьем варианте исполнитель танцует с луком, украшенным изображением головы льва (на дуге).
     Имеются и другие варианты танца, которые сохранились до наших дней. Они исполняются без оружия. Левая рука прижата к сердцу, а пальцы сжаты в кулак. Исполнитель как бы держит щит, чтобы защищаться от удара пикой. Правая рука протянута вперед - она как бы наносит удар пикой противнику. Левая рука на уровне головы и живота - щитом защищает лицо и живот от удара. Обе руки протянуты вперед-защита от удара и одновременно нанесение ответного противнику.
     Движения, означающие Действие мечом и щитом. Обе руки поднимаются вверх выше головы и опускаются до уровня груди - воин защищается и наносит удары противнику. Левая рука на уровне груди, правая с левой стороны головы или на уровне левого плеча показывает нанесение удара мечом противнику.
     Танец “Асланбий” имеет и другой вариант, исполняемый мужчинами и женщинами в парах. Второй вариант охотничий, где мужчина выступает в образе льва или смелого и ловкого охотника, а девушка - марала (оленя) - символа красоты и стройности. Мужчина в образе льва преследует девушку-оленя. Она убегает от “хищного зверя”. В момент “опасности” олень увертывается от “льва”. “Лев” хочет схватить “оленя”, олень превращается в красивую девушку, лев - в красивого юношу-охотника. Они танцуют “Асданбий” в лирическом плане. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы в энак того, что она полюбила его и согласна выйти замуж. Охотник танцует “Асланбий” в быстром темпе: к нему присоединяется девушка. Оба, закончив танец, покидают площадку. В другом варианте девушка может подарить вместо пряди ленту, извлекая ее из косы. Ленту и прядь могли заменить кольцо или зеркало.
     В свадебном варианте участвуют множество пар, где одна пара исполняет роль жениха и невесты. Этот вариант венчал отправку дружков жениха в дом невесты. Исполнение его якобы предшествовало удачному исходу. Пара в роли жениха и невесты находилась в середине круга танцующих. “Жених” опускал шапку на глаза, как будто уже женат, а невеста концы большого платка перекидывала на грудь, в знак того, что она замужем. К ним подводили мальчика и девочку, как бы желая, чтобы у них было много детей. К концу танца “жених” и “невеста” исполняли в лирическом плане “Асланбий”.
     В доме невесты старались узнать, какая из девушек выступала в роли невесты. А узнав, парни со стороны невесты старались “похитить ее”, чтобы взять большой выкуп с дружков жениха. Но дружки жениха обязаны были не выдать тайну. В доме невесты дружки жениха и вся молодежь устраивали соревнование в танце “Асланбий”. Победители получали кинжал, башлык, черкеску или бурку.

Э. В. Севертян условно отмечает так:
1. Танец, пляска-во всех источниках.
2. Плясать, танцевать - во всех источниках.
3. Совершать ритмичные, грациозные движения руками, ногами.
4. Топтание на одном месте, прыгание.
5. Парение, трепетание в воздухе (о птицах) (145).

     Как известно, танец льва встречается у многих народов мира. “Еще одним популярным представлением в Новый год был “танец львов”, принесенный в Китай выходцами из Средней Азии и Персии в эпоху средневековья” (146). У монголов популярной игрой была игра - “Лев” (Арслан) (147). И тибетцам также известен танец льва (148). У корейцев отмечено, танцы в масках львов должны были не только принести благополучие и счастье отдельным семьям, но и обеспечить процветание всей деревне, всей общине (149). В Камеруне, когда находили останки льва, устраивали торжественные похороны. В этом обряде погребения исполнялся специальный танец. Исполнители надевали маски с пышной гривой, сзади прикрепляли львиные хвосты (150).
     Танец “Асланбий” имеет и такой вариант, в котором показать! отношения между девушкой и юношей. Юноша старается в танце понравиться девушке, и она - та,кже ему. В данном случае положение и движение рук имеет особое значение. Он старается как бы обнять свою партнершу, уберечь ее от других парней.

Hosted by uCoz