ТАНЕЦ РЯЖЕНЫХ "ШЕРТМЕН"

     Юноши и девушки, смеясь и шутя с ряженым "ёгюз" (бык), ходили по дворам. В каждом из них исполняли песню-пляску "Шертмен" или "Шартман". Известив о своем приходе, желали хозяину всяческих благ:

Пусть в вашем доме звучат песни, веселье, радость,
Ой, Шертмен!
Пришли мы к вам исполнить танец "Шертмен".
Посмотрите на нас, как мы танцуем "Шертмен".
Пусть будут дойные ваши коровы, Шертмен!
Пусть будут ваши поля урожайными, Шертмен!
Пусть леса будут с обилием дичи, Шертмен!
Пусть будут реки и озера полноводными, Шертмен!
Все танцуют веселый танец "Шертмен" (104).

     В середине круга танцующих находился парень в маске быка, который руководил танцем "Шертмен". Он держал украшенную палку с лентами и дирижировал танцем. Рядом с ним стояли, музыканты, играя весело и громко. Чем громче они играли, тем больше смеялись участники обряда (считалось, что громкий смех магически действует на будущий урожай и приплод скота).
     Хозяева дома, куда приходили участники обряда, разводили большие костры. Костры должны были гореть очень ярко. Чем ярче горят костры, тем быстрее наступит весна, говорили в народе. А значит и урожай будет обильным. Хоровод у костров исполнял "Шертмен". Девушка в белом платье олицетворяла весну. Она была ближе всех к костру. Парень в маске быка, изображавший зиму, как бы нападал на девушку-весну. Он старался вывести ее из круга, но танцующие препятствовали.
     Мужчины в танце "Шертмен" разыгрывали сцену, имитирующую пахоту: двое из них волокли за руки упирающегося человека, который изображал соху. За ними шел четвертый мужчина, положив руки на него: это был пахарь.
     Хозяева к приходу участников обряда "Шертмен" подметали, ладили ограды, ворота и поливали дорожки чистой водой, чтобы стезя участников была чистой и светлой и защищала от злых духов. Они, как правило, охотно принимали участников обряда, так как считали, что они приносят благополучие. Их кормили сытно.
     Девушка на бечевке держала круглый сыр, и юноши по очереди старались откусить от него кусочек, не прибегая к помощи рук.
     Под емкостью с чистой водой прятали кольцо, браслет, серьги, бусы, монеты в качестве магической предохранительной силы. Парни по очереди должны были найти и возвратить амулеты девушкам. Чем быстрее находили вещь, тем наверняка урожай должен был быть обильным. Сосуды для молока и молочных продуктов украшали с целью магического воздействия на увеличение удоя молока животных.
     Кости жертвенных животных закапывали в землю, чтобы улучшить плодородие земли.
     Во время исполнения танца "Шертмен" мужчины обменивались головными уборами, девушки - украшениями. Обмен головными уборами и украшениями обозначал, что среди людей будут мир и покой.
     Парень в маске быка, танцуя в середине круга, падал "замертво", затем поднимался - "воскресал". В этих действиях было, вероятно, изображение природы, которая на время "умирает", затем "воскресает". Девушки "плакали", когда "бык умирал", а когда "воскресал" - радовались.
     Вечером участники обряда с горящими поленьями посещали дворы. Они старались, чтобы поленья горели все время. Если горящее .полено меркло во дворе какого-нибудь дома, то считали, что хозяина постигнет несчастье.
     Исполнители танца "Шертмен" носили с собой сосуд, наполненный водой, чтобы в этом году не было засухи. Этой же водой обливали друг друга. Обливание сопровождалось ударами камней один о другой. Затем имитировали пахоту, боронование, посев, прополку, уборку, молотьбу, веяние и т.д.
     Участники обряда желали счастья снохе, дочерям, сыновьям, старикам, детям, родственникам, соседям и другим:

Пусть замуж выйдет (ваша) дочь, Шертмен!
Пусть женится (ваш) сын, Шертмен!
Пусть у вашей снохи будет много детей, Шертмен! (105)

     Здесь же исполняли сценки сватовства и рождения ребенка. После чего получали подарки.
     На призывно-заклинательную функцию первых указывает древний припев, который многократно повторялся:

Шартман, Шартман,
Свой весенний день поверни к нам.(106)

     В благожелательных же песнях этого цикла испрашивается общее благоденствие.

Шартман, Шартман, поющие (Шартман) идут,
Ой, Амин!
(Да) пусть будет ваше лето добрым (счастливым),
Ой, Амин!
Пусть всегда будет достаток в вашем доме,
Ой, Амин!
Да пусть большой приплод даст ваша скотина,
Ой, Амин!
Да пусть ваши сараи заполнятся телятами,
Ой, Амин!
Да пусть уродится у вас богатый урожай,
Ой, Амин!

     В песне выражали благопожелание богу Тейри:

Слава великому Тейри!
Ой, Амин, ой. Амин!
Что благополучно дожили мы до лета! (107)

     Участники обряда под песню Шертмен заходили во двор и начинали танцевать. Когда певец говорил "Ой, Амин", то все исполнители поднимали руки вперед вверх. На третью строку певец показывал на нёбо, чтобы лето было добрым, и все исполнители поднимали головы и руки вверх.
     Участники обряда Шертмен обходили не только дома, желая хозяину большого достатка, но и огороды, сараи, куда загоняли скот. После того, как хозяин отблагодарит их, они, встав на высокие полупальцы, благодарили Тейри и хозяина дома. Покидая дом хозяина, оставляли ворота открытыми, чтобы показать, что тот щедрый. А иногда на забор вешали флаг, чтобы подчеркнуть особую щедрость хозяина.
     Хождение по дворам участниками обряда продолжалось с раннего утра до позднего вечера. Дважды посещать один и тот же двор не полагалось. Как только заканчивался обход всех дворов села, начинали готовить всеобщий пир. Веселье продолжалось до первого восхода солнца. Родители не осуждали своих детей, что они проводили веселье до утра. И уходили домой с танцами и песнями.

Hosted by uCoz