ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многообразное по своим проявлениям
декоративно-прикладное искусство карачаевцев и
балкарцев воспринимается довольно цельным и
самобытным. Разнородные его пласты в условиях
изоляции горных ущелий переработаны народными
традициями на единой национальной основе.
Не только этнические традиции,
социальные условия и культурные связи, но и
природно-климатические условия оказали сильное
влияние на формирование особенностей народной
архитектуры Карачая и Балкарии. Ее строительные
принципы развивались в общекавказской
художественной среде. Так, продиктованные
особенностями горного рельефа, складывались
типично кавказские потеррасные поселения,
врезавшиеся в горные склоны. И, несмотря на
низкий уровень строительной техники, в народной
архитектуре сложился довольно выразительный тип
жилища, сохраняющий в своих могучих конструкциях
образные связи с патриархальными устоями. В
формах дома все было строго рассчитано - в кладке
стен с их естествен- ной фактурой материала, в
массивных опорах и обнаженной системе
перекрытий. Следствием экономических сдвигов и
расслоения общества явился переход от
патриархального дома к жилым ячейкам для молодых
семей. Появились более совершенные типы очагов,
разнообразная мебель. Совокупность вещей
крестьянского интерьера, рассматриваемых нами
как изделия народных ремесел, дает наиболее
полное представление об атмосфере жилья с его
жизненно важными процессами, обрядами,
церемониями, о характере прикладного искусства.
Общность интересов при защите
аулов, ущелий выразилась в особенностях
крепостных и оборонительных сооружений.
Защитные функции замков Джабоевых и Бозиевых
сказались в ключевом расположении их по
отношению к Безенгийскому и Черекскому ущельям,
в их планировочных и строительных решениях, а
также в умелом использовании рельефа местности,
утолщениях стен из плотно пригнанных камней, в
устройстве окон-бойниц, развернутых в сторону
ожидаемого врага. Совершенно неповторимый облик
каждого из крепостных сооружений рождался в
основном из особенностей природного окружения.
Трудно переоценить творческий опыт народных
строителей в деле организации пространственной
среды для постройки, использовании при этом
самых выгодных природных условий. Даже на
высоком уровне современной строительной техники
этот опыт может иметь практическое значение в
разрешении подобных проблем профессиональным
искусством архитектуры.
Войлочное ковроделие было очень
демократичным по доступности материала в
овцеводческом хозяйстве горцев, по несложности
изготовления, по простоте и ясности
художественных средств. Тесно переплетаясь с
техникой валяния, веками разрабатывались в
ковроделии основы геометрического орнамента,
ставшего основой строгих композиционных
построений ала кийизов - ковров с вваляным
узором. Более живые и подвижные композиции
строились на основе криволинейного орнамента,
среди элементов которого были
солярно-геометрические мотивы, уходившие
корнями в эпоху бронзы на Северном Кавказе.
Древнетюркские художественные
традиции можно проследить в формах
аппликативных кошм жыйгыч кийизах. Основой их
орнаментальных построений служит один из
древних мотивов орнамента степных кочевников -
узор “бараньи рога” (къочхар мюйюз). К степным же
истокам восходит и сама аппликационная техника,
построенная на цветовых контрастах, и удлиненная
форма войлочных ковров. Связанные с
патриархальными формами быта, полочные
аппликативные ковры в отдельных орнаментальных
мотивах сохранили отголоски древнекавказских
верований.
Современные по формам и образному
содержанию, более изящные и нарядные по
выполнению, бичген кийизы - ковры с врезанным
орнаментом выделяются более жизнерадостной
тональностью. Своей цветистостью они органично
входят в новый интерьер домов колхозников. Явное
происхождение растительных форм бичген кийизов
из “роговых мотивов”, собственная линия их
развития, так же как и в первых двух типах узорных
войлоков, свидетельствуют о длительности
бытования их в рамках национальной
художественной среды. Зооморфная тематика
бичген кийизов ощутимыми нитями связана с
кавказской фольклорной почвой, что
подтверждается и аналогиями в орнаментике
соседних народов.
Хотя в самой своей характерной
сущности войлочное ковроделие Карачая и
Балкарии представляет собой локальный вариант
искусства народов тюркоязычного мира, оно
развивалось во взаимодействии и взаимовлияниях
с традициями глубоко местными, общекавказскими.
На местной основе развивалось и
камнерезное искусство, представленное
монументальными надгробными памятниками.
Очевидное сходство большинства их с подобными
надгробиями Дагестана, Кабарды, Осетии и
Чечено-Ингушетии, казалось бы, замыкает
балкаро-карачаевские памятники в пределах
художественной культуры Северного Кавказа.
Однако и в данном случае ретроспективный анализ
имеющегося материала дает веские основания
констатировать ряд особенностей,
свидетельствующих о генетической связи
некоторых балкарских н карачаевских надгробий
(прежде всего антропоморфных) со степными
тюркскими изваяниями.
Стремясь целиком и полностью
утвердить ислам в духовной жизни горцев,
служители этой религии боролись с какими бы то ни
было проявлениями в декоре надгробных камней
следов языческих и христианских верований. Тем
не менее окончательно изжить реликты прошлого
так и не удалось: они довольно отчетливо
прослеживаются в контурах тех же антропоморфных
и крестовидных стел, или, скажем, в разнообразных
солярных знаках, мирно соседствующих с
атрибутами мусульманства - изображениями четок,
кувшинов для омовения и т. д.
В восприятии образа надгробного
памятника далеко не последнюю роль играет
естественная связь его с окружающей средой,
пейзажем, когда особенно выпукло обыгрывается
силуэт и объемы камня, его цветовое решение.
Если распространение подобного
рода произведений камнерезного искусства на
Северном Кавказе теснейшим образом связано с
интенсивной исламизацией края и унификацией
погребального обряда, то формирование
определенной общности в основных элементах
одежды кавказских горцев не в последнюю очередь
было обусловлено сходством
физико-географических и социально-экономических
условий, а также культурными взаимосвязями и
известным сходством эстетических норм.
Возникшая ни основе синтеза
древнекавказских и степных Ирано-тюркских
традиций, народная одежда балкарцев и
карачаевцев включает в себя множество
разноречивых элементов как в конструктивности
кроя, так и в оформлении отдельных деталей.
Национальные представления о прекрасном нашли
отражение и в гармоничном цветовом колорите
женского платья, и жесткой рациональности
мужского костюма. В формах последнего больше
стремительности, простоты и точности. Строгость
цветовых сочетаний оттеняется Набором
металлического оружия, блеском газырей, золотом
позументов. В нем воплощается народное понятие о
мужестве, удали, ловкости. В женской одежде
наблюдается приближение к монументальности
образа, воплощается древнее представление о
женщине как прародительнице рода,
охранительнице очага. Это представление
воплощается в замкнутых объемах платья старухи,
Б его скромных цветовых соотношениях. Оно же
воплощено и в длинных девичьих платьях из
нарядных тканей, в высокой остроконечной
шапочке, в “ходулях”, надевавшихся в особо
торжественных случаях.
Если балкаро-карачаевская одежда,
ее образная сущность в уже устоявшихся формах
строится главным образом по общекавказским
канонам, то отдельными своими элементами она
восходит все же к степной древности. Распашные
формы платья, ношение штанов как мужчинами, так и
женщинами можно объяснить особыми требованиями
подвижного кочевого образа жизни.
Связи с древними культурами
просматриваются не только в очертаниях кроя, но и
в общей системе украшений. Так, островерхие
женские шапочки напоминают формы, известные
кочевникам степей еще в глубокой древности. А
оформление женского платья золотым шитьем как по
своим художественным принципам, так и по
отдельным орнаментальным деталям хранит многое
от аланской одежды. Многие мотивы золотого шитья
обязаны своим происхождением технике
аппликации, столь характерной для тюркских
художественных традиций.
Таким образом, народное
декоративно- прикладное искусство Карачая и
Балкарии как целостный живой организм может быть
представлено только в развитии и переплетении
самых разных художественных явлений - как
древнекавказских аборигенных, так и проникших из
степей Центральной и Средней Азии. В этой
историко-генетической двуприродности, в синтезе
автохтонных и степных ирано-тюркских традиций
художественной культуры, обогащенном на
различных стадиях своего развития как рядом
новых формообразований, так и интенсивными
культурными связями с населением сопредельных
районов Кавказа, и состоит основная сущность
карачаево-балкарской традиционной культуры и, в
частности, декоративно-прикладного искусства.
Известно, что в формировании
семантической основы многих художественных
явлений Балкарии и Карачая сказались и
мифологические представления о священной силе
деревьев, камней, животных, родников, озер.
Народное искусство всегда было неразрывно
связано с жизнью в самых
разнообразных ее проявлениях. Праздничное,
поэтическое начало, заложенное в его глубинах,
стало необходимым, близким и понятным
современному поколению. Вот почему творческое
освоение богатств народного искусства стало
актуальной задачей и для профессионального
искусства нашего времени и так необходимым
духовному миру современного человека.
Обогащение среды, окружающей человека,
декоративными формами, крепкими нитями
связанными с народной художественной основой,
давно уже стало для нас крайне злободневным
вопросом.