Техника резьбы
Для более
четкого понимания особенностей
орнаментирования резных камней необходимо
ознакомиться вначале с техникой резьбы и
отдельными ее видами. Одним из наиболее
примитивных способов украшения поверхности
надгробия является графический способ резьбы,
которая наносится путем простого углубления
линии рисунка в плоскость камня. Встречается он
чаще всего на архаичных памятниках или в
трактовке деталей второстепенного значения.
В более поздних надгробиях углубляются
не линии, а сама плоскость изображения, способ,
известный под названием силуэтно-выемчатой
резьбы. Этим приемом карачаевские мастера
пользовались в основном на менее ответственных
участках памятника - на боковой или обратной
стороне.
Наиболее распространенным, и в то же
время более совершенным способом резьбы у
карачаевских и реже у балкарских мастеров
является плоская резьба с высоким рельефом. При
этой технике рисунок получался выпуклым путем
выбирания фона вокруг основного изображения. В
наиболее сложных по обработке резных стелах этот
плоский силуэт получает дополнительную
проработку внутри рисунка, что помогало давать
более богатую моделировку орнаментальной
поверхности. В проработке отдельных деталей
камня, особенно часто в бордюрах, применялась
треугольно-выемчатая резьба, перешедшая из
техники обработки дерева. С техникой же
обработки дерева, но уже токарной, следует
связывать и объемную резьбу на сын ташах,
поскольку некоторые детали и само их
расположение явно напоминают точеные формы
мебели. Очевидно, многие виды резьбы развивались
и совершенствовались не только в пределах
традиционной техники, но заимствовали способы
обработки и у других видов народного искусства,
пластически обогащаясь разнообразными приемами.
Однако все эти способы обработки камня
существовали одновременно.
Еще А. А. Миллер говорил о том, что в
материальной культуре народов Кавказа большое
значение приобретает стойкость и живучесть
древних форм. При анализе памятников
камнерезного искусства особенно важно его
высказывание о том, что “на Кавказе типы могут
быть весьма архаичные у вещей сравнительно
поздних” (85, с. 44). Это подтверждается самим
материалом рассмотренных камней в различных
ущельях Карачая и Балкарии.