Современное состояние народного искусства

     Народное прикладное искусство балкарцев и карачаевцев в связи с глубокими социальными преобразованиями и изменениями жизненных условий тоже претерпевает существенные изменения. Одни его виды давно уже не находят применения Я народном быту и забываются. Например, почти полностью прекратилось гончарное производство, изготовление резной деревянной посуды, угасает кузнечное ремесло, тиснение и аппликация по коже. Но, исчезая из быта, изделия старых мастеров продолжают сохранять значение своих художественных образов и начинают как бы вторую жизнь в виде музейных экспонатов. Еще долго будут представлять собой большую эстетическую ценность произведения золотошвейного искусства, кузнечного и камнерезного дела с богатством их орнаментальных форм, непререкаемым совершенством художественного опыта. Другие, не менее значительные из традиционных видов народного искусства, и сейчас остаются жизненно важными в быту колхозников. Сохраняемые национальными вкусами балкарцев и карачаевцев, специфическими условиями высокогорного климата, а также сугубо эстетическими запросами современного сельского и городского населения, они приспосабливаются к новым жизненным потребностям. Это относится больше всего к войлочным ковровым изделиям - кийизам.
     Некоторые виды народного искусства балкарцев и карачаевцев, заимствованные извне уже в последнее время, такие, как плетение кружев, вязание на спицах и т. д., только формируются и приобретают некоторые черты художественной самостоятельности.
     Восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства, оценка их эстетической значимости (так же как и восприятие национального) не может не зависеть от того, с каких позиций понимается их содержание, какое место занимают они в жизни общества. Понимание традиционных форм искусства во многом определяется историческими или социальными факторами. В этом смысле отношение к народному декоративно-прикладному искусству у разных групп общества может быть различным.
     Если взять, например, войлочный ковер, все еще популярный в современном быту карачаевцев и балкарцев и очень выразительный как произведение искусства, то в отношении к нему можно наблюдать совершенно разные степени оценок, даже несхожесть восприятий.
     Народная мастерица при изготовлении узорного войлока исходила из необходимости создать прочную, удобную для использования вещь и не только привлекательную с точки зрения эстетической, но и наполненную смысловым содержанием. Этот максимум необходимых качеств предмета мастерица извлекала из имеющихся в ее распоряжении конструктивно-технических возможностей, а также использовала при этом опыт вековых художественных традиций, многозначную символику его средств.
     Образное содержание узорного войлока продолжает черпать из золотого фонда традиционных форм и современная мастерица. Когда-то отражавшая древние религиозные и культовые представления, образная основа кийиза теперь уже часто переосмыслена, но по-прежнему опоэтизирована тем, что органично сочетается с народными обрядами и обычаями) в которых наиболее полно выражена ее древняя семантическая сущность,
     Интерес к наиболее декоративным формам народного искусства проявляет современный городской житель. В самобытности, даже экзотичности форм его радуют ощутимые связи с национальной культурой. Рукотворностыо таких изделий народных мастеров он стремится оживить стандартную обстановку городской квартиры. Может быть, несколько упрощая эти чувства и потребности горожанина, старается удовлетворить существующий спрос сувенирная промышленность. Правда, созданные на базе народного искусства изделия далеко не всегда способны погасить ностальгию по национальной художественной культуре.
     И уже совсем с иных эстетических позиций подходит к восприятию народного искусства профессиональный художник. В изделиях неграмотных мастериц он тоже ищет выражение основ национального характера, но в колорите, логике композиции, орнаментальных мотивах он хочет добиться разгадки народного мировоззрения. В традиционных формах, идущих из глубины веков, художник обнаруживает неожиданные ассоциации с современностью.
     Исследователь народного творчества оценивает этот феномен с точки зрения проблем, поставленных его методологией. Перед ним встает сложная задача расшифровки языка символов как в древних художественных представлениях, которые используют в своем творчестве мастера, так и в традиционных орнаментальных формах и мотивах, сложившихся на более поздних этапах развития.
     На пути к более полному пониманию народного искусства исследователь прибегает к помощи ряда смежных наук. В поисках наиболее глубоких его истоков, например, приходится обращаться к археологическим материалам, а закономерности развития художественных форм бытовых предметов сверять со сведениями этнографии. Национальная самобытность отдельных символов и терминов подтверждается лингвистикой. В исследовании народного искусства чрезвычайно важно проследить и эволюцию многовековых художественных традиций, и отражение в них характерных черт быта, и следы культурного взаимообмена с соседними народами.
     И в то же время в привычных художественных формах и цветовых сочетаниях, в устоявшихся орнаментальных комплексах фиксируется то неизменное, неповторимое, что можно считать национальной сущностью народного искусства. В естественной простоте и рукотворности, безупречности форм его изделий накоплены мудрость и зрелость художественного опыта многих поколений мастеров. В них заключено то непреходящее, что может стать основой и для освоения всего творческого наследия народа в его еще живых формах, и для становления современного профессионального искусства. Именно это и представляется в настоящее время наиболее актуальной научной задачей.

Hosted by uCoz