Современное состояние народного искусства
Народное прикладное искусство балкарцев и
карачаевцев в связи с глубокими социальными
преобразованиями и изменениями жизненных
условий тоже претерпевает существенные
изменения. Одни его виды давно уже не находят
применения Я народном быту и забываются.
Например, почти полностью прекратилось
гончарное производство, изготовление резной
деревянной посуды, угасает кузнечное ремесло,
тиснение и аппликация по коже. Но, исчезая из
быта, изделия старых мастеров продолжают
сохранять значение своих художественных образов
и начинают как бы вторую жизнь в виде музейных
экспонатов. Еще долго будут представлять собой
большую эстетическую ценность произведения
золотошвейного искусства, кузнечного и
камнерезного дела с богатством их
орнаментальных форм, непререкаемым
совершенством художественного опыта. Другие, не
менее значительные из традиционных видов
народного искусства, и сейчас остаются жизненно
важными в быту колхозников. Сохраняемые
национальными вкусами балкарцев и карачаевцев,
специфическими условиями высокогорного климата,
а также сугубо эстетическими запросами
современного сельского и городского населения,
они приспосабливаются к новым жизненным
потребностям. Это относится больше всего к
войлочным ковровым изделиям - кийизам.
Некоторые виды народного искусства
балкарцев и карачаевцев, заимствованные извне
уже в последнее время, такие, как плетение кружев,
вязание на спицах и т. д., только формируются и
приобретают некоторые черты художественной
самостоятельности.
Восприятие произведений народного
декоративно-прикладного искусства, оценка их
эстетической значимости (так же как и восприятие
национального) не может не зависеть от того, с
каких позиций понимается их содержание, какое
место занимают они в жизни общества. Понимание
традиционных форм искусства во многом
определяется историческими или социальными
факторами. В этом смысле отношение к народному
декоративно-прикладному искусству у разных
групп общества может быть различным.
Если взять, например, войлочный
ковер, все еще популярный в современном быту
карачаевцев и балкарцев и очень выразительный
как произведение искусства, то в отношении к нему
можно наблюдать совершенно разные степени
оценок, даже несхожесть восприятий.
Народная мастерица при
изготовлении узорного войлока исходила из
необходимости создать прочную, удобную для
использования вещь и не только привлекательную с
точки зрения эстетической, но и наполненную
смысловым содержанием. Этот максимум
необходимых качеств предмета мастерица
извлекала из имеющихся в ее распоряжении
конструктивно-технических возможностей, а также
использовала при этом опыт вековых
художественных традиций, многозначную символику
его средств.
Образное содержание узорного
войлока продолжает черпать из золотого фонда
традиционных форм и современная мастерица.
Когда-то отражавшая древние религиозные и
культовые представления, образная основа кийиза
теперь уже часто переосмыслена, но по-прежнему
опоэтизирована тем, что органично сочетается с
народными обрядами и обычаями) в которых
наиболее полно выражена ее древняя
семантическая сущность,
Интерес к наиболее декоративным
формам народного искусства проявляет
современный городской житель. В самобытности,
даже экзотичности форм его радуют ощутимые связи
с национальной культурой. Рукотворностыо таких
изделий народных мастеров он стремится оживить
стандартную обстановку городской квартиры.
Может быть, несколько упрощая эти чувства и
потребности горожанина, старается удовлетворить
существующий спрос сувенирная промышленность.
Правда, созданные на базе народного искусства
изделия далеко не всегда способны погасить
ностальгию по национальной художественной
культуре.
И уже совсем с иных эстетических
позиций подходит к восприятию народного
искусства профессиональный художник. В изделиях
неграмотных мастериц он тоже ищет выражение
основ национального характера, но в колорите,
логике композиции, орнаментальных мотивах он
хочет добиться разгадки народного
мировоззрения. В традиционных формах, идущих из
глубины веков, художник обнаруживает
неожиданные ассоциации с современностью.
Исследователь народного
творчества оценивает этот феномен с точки зрения
проблем, поставленных его методологией. Перед
ним встает сложная задача расшифровки языка
символов как в древних художественных
представлениях, которые используют в своем
творчестве мастера, так и в традиционных
орнаментальных формах и мотивах, сложившихся на
более поздних этапах развития.
На пути к более полному пониманию
народного искусства исследователь прибегает к
помощи ряда смежных наук. В поисках наиболее
глубоких его истоков, например, приходится
обращаться к археологическим материалам, а
закономерности развития художественных форм
бытовых предметов сверять со сведениями
этнографии. Национальная самобытность отдельных
символов и терминов подтверждается
лингвистикой. В исследовании народного
искусства чрезвычайно важно проследить и
эволюцию многовековых художественных традиций,
и отражение в них характерных черт быта, и следы
культурного взаимообмена с соседними народами.
И в то же время в привычных
художественных формах и цветовых сочетаниях, в
устоявшихся орнаментальных комплексах
фиксируется то неизменное, неповторимое, что
можно считать национальной сущностью народного
искусства. В естественной простоте и
рукотворности, безупречности форм его изделий
накоплены мудрость и зрелость художественного
опыта многих поколений мастеров. В них заключено
то непреходящее, что может стать основой и для
освоения всего творческого наследия народа в его
еще живых формах, и для становления современного
профессионального искусства. Именно это и
представляется в настоящее время наиболее
актуальной научной задачей.