Формы надгробий
Происхождение стеловидных резных каменных
надгробий некоторые исследователи выводят из
древних склеповых захоронений (15, с. 10-11).
Переходные формы фамильных
полусклепов-полумавзолеев сохранились на
старинных балкарских и карачаевских кладбищах -
Зылги, Карт-Джурт, Верхняя Мара и др.
Действительно, можно проследить, как постепенно
выделившиеся из этих сооружений камни в
изголовье “баш таш” (головной камень)
превращаются со временем в стелу - самую
распространенную форму мусульманских надгробий
“сын таш” (намогильный камень).
Правда, предлагается и другая,
обратная линия развития средневековых форм
надгробий - от простой стелы к увеличению ее
объема и превращению потом в мавзолей. Эту
эволюцию стеловидного надгробия прослеживает С.
О. Хан-Магомедов на ряде лезгинских
архитектурных объектов (116, с. 154, рис. 107). Думается,
явление это может иметь место и в некоторых
карачаевских и балкарских мемориальных
сооружениях. Интересные сопоставления в плане
преемственности ряда форм надгробных сооружений
приводит В. А. Кузнецов (67, с. 117). Средневековые
дольменообразные склепы Верхнего Прикубанья, по
его мнению, принадлежали древним аборигенам края
и могли служить изначальным прототипом, из
которого развивались впоследствии отдельные
формы надгробных памятников - стеловидные. Еще
одна группа балкарских и карачаевских резных
камней имеет явно выраженную антропоморфную
форму. Истоки ее происхождения ведут к древним
изображениям человеческих фигур в камне. На
такое происхождение антропоморфных камней
указывает П. М. Дебиров. В качестве прообраза
дагестанских надгробий он рассматривает
каменную статую, обнаруженную на территории
равнинного Дагестана (40, с. 36, рис. 102). В этой связи
необходимо отметить, что и сама форма указанной
статуи, как и место ее нахождения, могут
свидетельствовать о тюркском происхождении.
Половецкие каменные бабы были разбросаны в
большом количестве в местах кочевий
тюркоязычных племен на территории всего
степного Предкавказья. В 1253 году В. Рубрук,
посланник французского короля Людовика IX к
татарам, писал: “Команы насыпают большой холм
над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную
лицом к востоку и держащую у себя в руке перед
пупком чашу” (99, с. 80).
Величавые каменные монолитные
изваяния, возвышавшиеся на курганах, много веков
царили над бескрайними степями и привлекали
внимание путешественников. Н. Веселовский в
своем исследовании высказывает предположение о
прямой линии преемственности тюркских каменных
баб с мусульманскими антропоморфными
надгробиями: “При этом головной камень очень
часто имеет форму столба, венчаемого
человеческой головою в чалме. Думаю, что так
видоизменился балбал под влиянием ислама” (27, с.
428).
Мусульманство, особенно в XIX -
начале XX века, также способствовало развитию
камнерезного искусства у северокавказских
народов. Но хотя многие формы резных камней
проникли из Дагестана вместе с самой религией
ислама уже в готовом, сложившемся виде, на
формирование своего особого стиля мусульманских
надгробий Карачая и Балкарии оказывали сильное
влияние местные художественные традиции. Только
с учетом этих традиций могут быть объективно
интерпретированы средневековые каменные
надгробные стелы, встречающиеся в большом
количестве на территории Балкарии, и особенно
Карачая. Многие из найденных Е. Д. Фелицыным на
Зеленчуке и в ущелье р. Теберда стел имеют формы,
весьма близкие современным резным камням.
Некоторые из них отмечены знаком креста и могут
находиться в определенной связи также с
христианством на Центральном Кавказе.
Примерно к Х-XII вв. н. э. относятся и
каменные статуи воинов, найденные на этой же
территории (68, с. 74). Судя по тем же изображениям
креста, их также можно связать с кругом
христианских древностей Северного Кавказа (68,
рис. 19). Большая стилистическая близость этих
изображений с изваяниями кочевников-тюрок (68, с.
75) свидетельствует о значительном
художественном влиянии последних на культуру
кавказских племен. Необходимо подчеркнуть, что
каменные изваяния, как правило, устанавливались
лишь на могилах феодальной знати. Основное же
население довольствовалось более дешевыми
надгробиями из дерева. В них воспроизводились
наиболее простые геометрические формы, о чем
можно предположительно судить по сохранившимся
на кладбищах Хуламо-Безенгийского ущелья крайне
примитивным деревянным надгробиям с утолщением
наверху, отдаленно напоминающим человеческую
фигуру. Эта форма впоследствии стала постепенно
усложняться. Так, памятники в Советском районе
иногда представляют собой прямоугольный
деревянный столбик с цилиндром, положенным по
горизонтали, напоминающим двуликую голову.
Своеобразная “шейка” биконической формы
связывает столбик и цилиндр в одно целое (рис. 72-2).
Воспроизводятся подобные
пластические объемы и в ином материале. Одно из
каменных надгробий в ауле Шики, например, явно
повторяет более древний деревянный оригинал.
Камень грубо обработан, навершие его
приблизительно воспроизводит цилиндр,
расплющенный в верхней части и с углублением в
середине. Эта архаичная форма представляет
интерес тем, что вызывает вполне определенные
ассоциации с чувашскими памятниками Поволжья,
представляющими собой тоже цилиндрический
столбик с треугольным срезом, долженствовавшим
изображать лицо усопшего (86, с. 63-64).
Любопытно отметить, что в
надгробиях некрещеных чувашей резьбой
воспроизводятся украшения и детали одежды, и это
особенно характерно для женских надгробий. С
подобными резными деталями мы еще встретимся на
балкарских и карачаевских памятниках. Конечно, о
прямых генетических связях карачаевских и
балкарских надгробных стел с древнеболгарскими
формами, которые, по-видимому, унаследовали
чуваши, нельзя говорить определенно, но есть все
основания полагать, что в сложении основного
типа резных камней Балкарии и Карачая древне-,
тюркские прообразы все же сыграли свою роль.
Особенно отчетливо сказалось это на формах
столпообразных стел с навершиями круглой формы,
напоминающими изображения головы. Подобная
обобщенная форма изображения человека
существовала у древних тюрок одновременно с
более тщательно отделанными изваяниями. В степях
Центральной Азии каменные грубообработанные
стелы балбалы - выполняли служебную роль в
комплексе оформления надгробий кочевой
аристократии. Они должны были изображать убитых
врагов (25, с. 67-72). На таких памятниках нередко
ставились каганские тамги. Можно полагать, что
некоторые отголоски этого обычая, уже
переосмысленные, сохранились до последнего
времени у балкарцев и карачаевцев. Так, например,
в картджуртских намогильных памятниках Карачая
условно обработанные фигуры имеют форму бруска -
(туловище) и грубо обработанного шара (голова).
Подобные брусковые формы надгробий встречаются
и на других мусульманских надгробиях Карачая.
Большое распространение на Кавказе
имели крестообразные каменные надгробия,
порожденные христианством. В Закавказье,
особенно в Армении, подобные камни-хачкары имели
поразительно богатую орнаментированную
поверхность. Эта же крестообразная форма стел
встречается в Дагестане, например, в ауле Хунзах.
Здесь на каменном кресте сохранилась надпись на
древнем аварском и древнегрузинском языках. В
христианской Сванетии встречаются надгробия,
где крестообразная форма совмещается с объемным
изображением головы - своеобразное сочетание
“балбала” с крестом.
На территории Балкарии и Карачая
обнаружены в большом количестве крестообразные
плиты. На них так же, как и на каменных изваяниях,
помещались изображения, иногда целые сюжетные
сцены. Многие из них В. Ф. Миллер связывает с
древними языческими верованиями (83, с. 128, табл.
XIII).
Вера в загробную жизнь, выраженная
в обычаях укладывать в могилу при захоронении
покойника его любимые вещи, нашла отражение не
только в сценах заупокойного культа, но и
изображениях различных бытовых вещей,
необходимых покойнику. Запрещение ислама
изображать живые существа приостановило
развитие сюжетных композиций, но
изобразительные элементы так и не были
окончательно вытеснены с надгробных стел.
Характерные, наиболее устоявшиеся
формы резных надгробных камней Балкарии и
Карачая можно классифицировать по их основным
признакам. Схема их классификации предлагается
на табл. 47:
1. Стеловидная форма с резным
фигурным или просто заоваленным тимпаном могла
появиться, с одной стороны, как результат
развития древнего менгира, но могла быть
занесенной из Дагестана уже в готовых
сложившихся вариантах (табл. 47 - 1-4).
2. Антропоморфная форма,
сохранившая в общем силуэте отдаленное сходство
с древними каменными изваяниями, особенно в
разработке верхней закругленной части стелы
(табл. 47 - 8).
3. Так называемая “брусковая”
форма развивалась в непосредственной связи с
антропоморфной. Ее шаровидное навершие
позволяет думать о том, что прообразом здесь так-
же могли быть каменные изваяния (табл. 47-12-16).
4. Крестообразная форма, на которую
оказала влияние христианская эмблематика, в
чистом виде не сохранилась. Отдельные ее
элементы явно слились с антропоморфной (табл.
47-9-11).
5. Промежуточные формы плоские
плиты разной конфигурации от трапециевидной до
овальной. Хотя в них и соблюдаются традиционные
мусульманские принципы, но некоторые типы
надгробий свидетельствуют об определенной
творческой свободе карачаевских и балкарских
мастеров камнерезного дела (табл. 47-19-25).