Фетишизм
Этот
термин обозначает веру в то, что некоторые
предметы обладают сверхъестественными
свойствами и в силу этого поклонение таким
предметам. Живыми фетишами можно считать уже и
почитаемых животных, птиц, деревья. В дальнейшем
фетиши становятся "ручными", человек может
их носит с собой или иметь возле дома или в доме,
потому что человек стал усматривать их в камнях,
ручьях, необычных предметах и т. п. В Балкарии и
Карачае было множество фетишей, поклонение
которым имело общественный (характер. Например,
жители Холама почитали камень Кёк Таш, в
Чегемском ущелье - Къашха Таш, жители В. Баксана -
Къарындашла Ташы (Синий Камень, Лысый Камень,
Камень Братьев). Женщины, страдавшие бесплодием,
молились в Безенги камню Мамукъ Таш (Ватный
камень), карачаевцы поклонялись в местности
Худее камню "Къарачайны Къадау Ташы"
(Краеугольный камень Карачая). Этим камням, как и
священным деревьям, приносили дары -деньги, вещи,
хлеб и т. п.
Но были и фетиши родовые, которые
приносили, как считалось, удачу только их
владельцам. У княжеского рода Абаевых такой
святыней была особая палка, доставшаяся им в
качестве выкупа от прежнего владельца, осетина
Элеу, попавшего в плен во время набега. Сам Элеу
нашел ее при чудесных обстоятельствах. Проезжая
однажды по долине Хызны, он хотел срезать ветку
орехового куста. Но из ветки раздался голос:
"Не бери меня!". То же самое повторилась и со
второй веткой, а из третьей послышалось:
"Возьми меня, покуда ты будешь владеть мной, я
принесу тебе счастье".
Точно также с каждым фетишем
связана какая-нибудь история, случай.
Присутствие в каком-либо предмете, как
представлялось, особого духа и делало их в глазах
поклонявшихся им и почитавших их людей объектами
поклонения.
Почитанием пользовались
рукотворные вещи, например, хлеб. До сих пор в
подтверждение своих слов балкарцы и карачаевцы
могут сказать: "Мен ётюрюк айта эсем, бу ётмек
урсун мени!" - Если я лгу, пусть поразит меня
этот хлеб. Несомненно, как некое божество
рассматривалось и молоко. Скрывая название
молока, балкарцы и карачаевцы говорили не
"сют" - молоко, а "акъ" - белое.
Религия, как и вся духовная
культура народа, на протяжении веков
развивалась, изменялась под воздействием
реальной жизни. Но она имеет и свои внутренние
законы развития. Н мы видим, как человек
переходит от полной уверенности в том, что все в
его силах (магия), к тому, что делит все действия
на должные и недолжные (табу), на те, от которых
нужно воздержаться, - т. е. признает, что не все в
его силах, затем переходит к приметам - к
наблюдению, надеясь, что сама окружающая жизнь
подскажет выход. Затем следует другой шаг - что
приметы говорят не все, поэтому он обращается к
гаданию, он сам создает примету, раскладывая
камешки или другими способами, пытаясь раскрыть
будущее. И следующее - обращение за помощью к
животным, птицам, предметам, деревьям и т.д., в
надежде снискать их благосклонность и помощь -
человек выделяет из окружающего мира то, что
носит на себе печать избранности видит в них
особую силу и свойства (фетишизм). И лишь потом он
начинает думать, что сила этих предметов не в них
самих, а в особых существах, обитающих в них.