Фетишизм

     Этот термин обозначает веру в то, что некоторые предметы обладают сверхъестественными свойствами и в силу этого поклонение таким предметам. Живыми фетишами можно считать уже и почитаемых животных, птиц, деревья. В дальнейшем фетиши становятся "ручными", человек может их носит с собой или иметь возле дома или в доме, потому что человек стал усматривать их в камнях, ручьях, необычных предметах и т. п. В Балкарии и Карачае было множество фетишей, поклонение которым имело общественный (характер. Например, жители Холама почитали камень Кёк Таш, в Чегемском ущелье - Къашха Таш, жители В. Баксана - Къарындашла Ташы (Синий Камень, Лысый Камень, Камень Братьев). Женщины, страдавшие бесплодием, молились в Безенги камню Мамукъ Таш (Ватный камень), карачаевцы поклонялись в местности Худее камню "Къарачайны Къадау Ташы" (Краеугольный камень Карачая). Этим камням, как и священным деревьям, приносили дары -деньги, вещи, хлеб и т. п.
     Но были и фетиши родовые, которые приносили, как считалось, удачу только их владельцам. У княжеского рода Абаевых такой святыней была особая палка, доставшаяся им в качестве выкупа от прежнего владельца, осетина Элеу, попавшего в плен во время набега. Сам Элеу нашел ее при чудесных обстоятельствах. Проезжая однажды по долине Хызны, он хотел срезать ветку орехового куста. Но из ветки раздался голос: "Не бери меня!". То же самое повторилась и со второй веткой, а из третьей послышалось: "Возьми меня, покуда ты будешь владеть мной, я принесу тебе счастье".
     Точно также с каждым фетишем связана какая-нибудь история, случай. Присутствие в каком-либо предмете, как представлялось, особого духа и делало их в глазах поклонявшихся им и почитавших их людей объектами поклонения.
     Почитанием пользовались рукотворные вещи, например, хлеб. До сих пор в подтверждение своих слов балкарцы и карачаевцы могут сказать: "Мен ётюрюк айта эсем, бу ётмек урсун мени!" - Если я лгу, пусть поразит меня этот хлеб. Несомненно, как некое божество рассматривалось и молоко. Скрывая название молока, балкарцы и карачаевцы говорили не "сют" - молоко, а "акъ" - белое.
     Религия, как и вся духовная культура народа, на протяжении веков развивалась, изменялась под воздействием реальной жизни. Но она имеет и свои внутренние законы развития. Н мы видим, как человек переходит от полной уверенности в том, что все в его силах (магия), к тому, что делит все действия на должные и недолжные (табу), на те, от которых нужно воздержаться, - т. е. признает, что не все в его силах, затем переходит к приметам - к наблюдению, надеясь, что сама окружающая жизнь подскажет выход. Затем следует другой шаг - что приметы говорят не все, поэтому он обращается к гаданию, он сам создает примету, раскладывая камешки или другими способами, пытаясь раскрыть будущее. И следующее - обращение за помощью к животным, птицам, предметам, деревьям и т.д., в надежде снискать их благосклонность и помощь - человек выделяет из окружающего мира то, что носит на себе печать избранности видит в них особую силу и свойства (фетишизм). И лишь потом он начинает думать, что сила этих предметов не в них самих, а в особых существах, обитающих в них.

Hosted by uCoz