Сновидения
Широко
была распространена среди балкарцев и
карачаевцев вера в то, что будущее можно увидеть
во сне. Надо заметить, что уже давно ученые
заметили сходство между приметами и
сновидениями. Например, А. Н. Афанасьев, русский
этнограф и фольклорист 19-го века, писал о
сновидении: "...это та же примета, только
усмотренная не наяву, а во сне".
Поскольку даже сейчас наука не
знает, что такое сновидения, это таинственное
явление должно было являться в древности
источником самых различных догадок и
представлений. Балкарцы и карачаевцы различали 5
видов сновидений:
1. Беспорядочные, несвязные,
представляющие собой нагромождение образов -
"къатыш тюшле" (смешанные сны).
2. Сны, в которых отражается не
будущее, а прошлое, отражающие то, что уже прошло -
"ётюрюк тюшле" (лживые сны).
3. Символические сны, где через
являющиеся образы, через их истолкование
пытаются предугадать будущее - "жораланныкъ
тюшле" (сны, подлежащие толкованию).
4. Сны, в которых спящий слышит о
грядущих событиях, слышит голоса людей,
участвующих в них, но не видит их.
5. Пятую разновидность, как и
четвертую, называют одинаково - "керти
тюшле" (правдивые, вещие сны) - человек и видит,
и слышит то, что должно произойти.
Нас здесь интересуют символические сны. Они
основаны на прямых и понятных сопоставлениях:
приснилось, что рухнуло дерево, растущее возле
дома - значит, скоро умрет хозяин или хозяйка;
летать во сне означает большую удачу, радость,
приятную весть, разрешение мучительного вопроса
и т. д.; без болезненно выдавший зуб - к смерти
дальнего родственника, с болью - к смерти
близкого. Увидеть во сне что-либо красное -
помидоры, сырое мясо, яблоки - к болезни, мельницу
или ее жернова - к тяготам и мучениям и т. д.
Некоторые сны, в которых снились
животные и насекомые, также истолковывались
вполне понятным образом: видеть себя едущим на
осле - к неприятности, к осуждению или даже к
позору, а едущим на коне, особенно если конь белый
- к возвеличению, славе, силе (ездить на осле
приличествовало только старикам и детям). Видеть
себя облепленным муравьями - к тяжкой болезни,
очистить себя от них - к выздоровлению.
Однако понять основу некоторых
толкований не так легко: например, выпадение
волос во сне - к ложному обвинению, пересчитывать
медяки - к ссоре, драке, видеть золото - к ущербу,
затратам.
Большую роль в толкованиях играл
цвет виденного во сне: черный (земля, грязь,
могила, тьма, траур), красный (кровь, рана)
-предвещали зло. Белый (чистота, власть, здоровье,
почет), зеленый (растительность, урожай, тепло,
весна) и синий (небо, простор, свобода, высота) -
предвещали добро, благо.
Балкарцы и карачаевцы считали и
считают, что вещие сны могут видеть только
некоторые, особо одаренные люди и что эта
способность передается в роду от предков их
потомкам. Человек, желающий получить прорицание
о будущем, шел к такому человеку с просьбой. Тот,
искупавшись, ложился спать с мыслью об этой
просьбе и наутро давал толкование виденного. О
хорошем сне не рассказывали, и наоборот, недобрый
сон нужно было рассказать, чтобы он не сбылся.
Считалось, что сны насылает на
людей богиня - Мать Снов Чомпараш (Тюш Анасы
Чомпараш). Имя богини происходит от слова
"жум" (жмуриться, смыкать веки) и означает
"смыкательница век" (Жумпараш).