Сновидения

     Широко была распространена среди балкарцев и карачаевцев вера в то, что будущее можно увидеть во сне. Надо заметить, что уже давно ученые заметили сходство между приметами и сновидениями. Например, А. Н. Афанасьев, русский этнограф и фольклорист 19-го века, писал о сновидении: "...это та же примета, только усмотренная не наяву, а во сне".
     Поскольку даже сейчас наука не знает, что такое сновидения, это таинственное явление должно было являться в древности источником самых различных догадок и представлений. Балкарцы и карачаевцы различали 5 видов сновидений:
     1. Беспорядочные, несвязные, представляющие собой нагромождение образов - "къатыш тюшле" (смешанные сны).
     2. Сны, в которых отражается не будущее, а прошлое, отражающие то, что уже прошло - "ётюрюк тюшле" (лживые сны).
     3. Символические сны, где через являющиеся образы, через их истолкование пытаются предугадать будущее - "жораланныкъ тюшле" (сны, подлежащие толкованию).
     4. Сны, в которых спящий слышит о грядущих событиях, слышит голоса людей, участвующих в них, но не видит их.
     5. Пятую разновидность, как и четвертую, называют одинаково - "керти тюшле" (правдивые, вещие сны) - человек и видит, и слышит то, что должно произойти.
Нас здесь интересуют символические сны. Они основаны на прямых и понятных сопоставлениях: приснилось, что рухнуло дерево, растущее возле дома - значит, скоро умрет хозяин или хозяйка; летать во сне означает большую удачу, радость, приятную весть, разрешение мучительного вопроса и т. д.; без болезненно выдавший зуб - к смерти дальнего родственника, с болью - к смерти близкого. Увидеть во сне что-либо красное - помидоры, сырое мясо, яблоки - к болезни, мельницу или ее жернова - к тяготам и мучениям и т. д.
     Некоторые сны, в которых снились животные и насекомые, также истолковывались вполне понятным образом: видеть себя едущим на осле - к неприятности, к осуждению или даже к позору, а едущим на коне, особенно если конь белый - к возвеличению, славе, силе (ездить на осле приличествовало только старикам и детям). Видеть себя облепленным муравьями - к тяжкой болезни, очистить себя от них - к выздоровлению.
     Однако понять основу некоторых толкований не так легко: например, выпадение волос во сне - к ложному обвинению, пересчитывать медяки - к ссоре, драке, видеть золото - к ущербу, затратам.
     Большую роль в толкованиях играл цвет виденного во сне: черный (земля, грязь, могила, тьма, траур), красный (кровь, рана) -предвещали зло. Белый (чистота, власть, здоровье, почет), зеленый (растительность, урожай, тепло, весна) и синий (небо, простор, свобода, высота) - предвещали добро, благо.
     Балкарцы и карачаевцы считали и считают, что вещие сны могут видеть только некоторые, особо одаренные люди и что эта способность передается в роду от предков их потомкам. Человек, желающий получить прорицание о будущем, шел к такому человеку с просьбой. Тот, искупавшись, ложился спать с мыслью об этой просьбе и наутро давал толкование виденного. О хорошем сне не рассказывали, и наоборот, недобрый сон нужно было рассказать, чтобы он не сбылся.
     Считалось, что сны насылает на людей богиня - Мать Снов Чомпараш (Тюш Анасы Чомпараш). Имя богини происходит от слова "жум" (жмуриться, смыкать веки) и означает "смыкательница век" (Жумпараш).

Hosted by uCoz