Тау адет

     Еще один замечательных памятник духовной культуры карачаево-балкарского народа - устный свод правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предки. "Тау адет" в переводе означает "карачаево-балкарский обычай". По сей день балкарцы, а в недавнем прошлом и карачаевцы называли себя "таулула" - горцы. Происходит это, видимо, от следующих причин. Балкарцы и карачаевцы сложились в единый парод, с единым языком, культурой и обычаями в горах и предгорьях Центрального Кавказа, где ими было создано раннефеодальнос государство Длания. Сами себя они называли "ас" - по сей день соседние народы, например, осетины, мингрелы, лашхетские сваны называют балкарцев и карачаевцев аланами, асами, осами. Асы делились на равнинных, степных (во многих тюркских языках слово "алан" означает "равнина, степь, степной", в таком же значении, правда, только один раз, оно употреблено в нартском эпосе), которые назвались "алан-ас" - степные, равнинные асы, и "тау-ас, таулу-ас" - горные асы, горцы-асы. Нашествие монголов в 13 веке явилось для Алании настоящей катастрофой. Население равнин было истреблено или угнано в плен, уцелели только те, кто смог уйти в горы, и те, кто там жил до этого. После монгольских завоеваний необходимость в разделении асов на горных и степных отпала, так как вторых уже не было, остались только "таулу ас"; постепенно отпало и слово "ас". Таково, на наш взгляд, происхождение одного из наших самоназваний. Думать, что карачаево-балкарский народ сложился только после похода Тамерлана на Кавказ, в 15 веке, как полагают некоторые ученые, в корне неверно. Загнанные в горные, труднодоступные ущелья, разбросанные на пространстве от Лабы до Черека, балкарцы и карачаевцы никогда не смогли бы выработать единую духовную и материальную культуру, язык и обычаи.
     Слово "адет" имеет значения "обычай, традиция, правило, обряд, манера, церемония, право (обычное), порядок, приличие, норма поведения".
     К сожалению, несколько тысяч различных правил и норм, обычаев и традиций, выработанных нашим народом, до настоящего времени не изданы. Может быть, ни одна сторона духовной культуры балкарцев и карачаевцев не подверглась в результате обрушившихся на них в 20 веке лишений такому разрушению. Молодые люди часто не имеют никакого понятия о кодексе своих предков, или, поскольку многое из установленного еще соблюдается в быту, не понимают, что это осколки глубоко продуманной, прошедшей испытание временем системы.
     Более 20 лет автор этих строк занимался собиранием "Тау адет". Эта работа продолжается и сейчас.
     Разумеется, в кратком очерке нет возможности обстоятельно анализировать весь кодекс. Мы ограничимся только тем. что приведем некоторые характеристики "Тау адет", сделанные на основании собранного материала.
     1. Можно понять, что кодекс имеет свою структуру, построение и состоит из 2 частей (в первой речь об этикете, во второй о законах - тёре).
     а) "Адеб" - раздел, посвященный воспитанию, отношению младших к старшим и т. д. (здесь и ниже мы говорим только о первой части).
     б) "Адет" или "Адет-намыс" ("обычай, честь") - правила и нормы поведения взрослых в различных ситуациях, в общественных местах, в дороге, на праздниках и пирах и т. д.
     в) "Езден адет" (уздени - второе, после князей сословие в дореволюционных Балкарии и Карачае, дворяне: къара ёзденле, "черные ездени" - свободные общинники) - свод правил поведения для узденей, включающий в себя и кодекс воинской чести, отношение к князю, раздел добычи и т. п.
     2. Подавляющее большинство этих правил составлено в форме двух-, трех-, и четырехстиший, в рифму, и представляют собой изящные, точные изречения – афоризмы. Тау адет - произведение поэзии.
     3. Некоторые из этих правил даются в форме запретов, другие носят характер рекомендаций, советов, третьи - выводов и т. д.
     4. Несмотря на то, что "Тау адет" - кодекс довольно объемистый, в нем нет стремления к мелочной регламентации, к тому, чтобы учесть все и вся, учесть все жизненные ситуации. Интересно и то, что подчеркивая ценность знания и исполнения этических правил "Тау адет", кодекс все же подчеркивает, что безошибочным является путь совести. Сказано:

Адетни билсенг - адетге .кёре,
Адетни билмесенг - бетге кёре.

Знаешь обычай - поступай по обычаю,
Не знаешь - поступай по совести.

     Этический кодекс "Тау адет" создавался в течение многих столетий, в нем запечатлен огромный опыт народа. Поразительна цельность, непротиворечивость частей всей этической системы. Вглядываясь в нее, можно заметить ее стройность, поскольку "Тау адет" обладает внутренним стержнем, главной идеей. Кратко эту идею можно сформулировать в следующем виде: "Воспитывай в себе и в своих детях чувство собственного достоинства. Никогда его не роняй, ни при каких обстоятельствах, и никогда не унижай другого. Будь скромен и тверд".
      Как и в нартском эпосе, где с большой художественной силой обрисованы идеальные в понимании народа фигуры, так и в "Тау адет" проглядывает тот идеал человека, к которому должен стремиться каждый. Уважение к старшим, но и уважение к ребенку, к женщине, к родителям. Чуткое, внимательное отношение к гостю. Сдержанность в речи и манерах, воздержанность в пище и питье. Много правил, определяющих поведение человека в общественных местах - на сельской площади, на празднествах, на свадьбах, пирах и т. п.; например, появиться на людях в грязной, запачканной одежде расценивалось как неуважение к присутствующим:

Тойгъа барсанг, тоюп бар,
Эски тонунгу къоюп бар.

Когда идешь на пир, иди сытым,
Сбросив старую шубу.

     Отличительной чертой свободного человека, по "Тау адет", считается щедрость. Поэтому и сейчас, когда хотят у кого-нибудь попросить что-либо, говорят: "Хы, маржа, бир ёзденлик эт!" - Прояви-ка свое узденство!
     Очень резко осуждаются сквернословие, пьянство, трусость - все это, согласно кодексу, признаки раба (къул), как и жадность, лицемерие и даже хитрость. Высоко ценится правдивость, верность данному слову. В то же время "Тау адет" учит быть снисходительными к заблуждению, к ошибке:

Жангылгъанны тилин жыртма,
Дбыннганны бутун къыркъма.

Не вырывай язык у того, кто ошибся,
Не перебивай ногу тому, кто споткнулся.

     Личность, к формированию которой стремится "Тау адет", именуется в нем "асыл киши" (благородный муж) или"асыл адам" (благородный человек). Часть изречений кодекса - это определения черт, которыми должен обладать благородный человек. Например:

Асыл киши аз сёлешир, кёп тынгылар,
Кёп тынгылар да, кёп ангылар.

Благородный муж мало говорит, больше слушает,
Больше слушает - больше понимает.

     Изучение выдающегося памятника духовной культуры карачаево-балкарского народа еще только впереди. Его издание оказало бы неоценимую помощь как в воспитании молодого поколения, так и в формировании нравственного облика всей нации.

Hosted by uCoz