Табу
Столь же
многочисленными были и магические запреты-табу.
В карачаево-балкарском языке термин "табу"
обозначается словом "ырыс", имеющим и второе
значение - "примета". Английский ученый Дж.
Фрэзер определил правило позитивной магии
следующим образом: "Поступай так-то, чтобы
произошло то-то и то-то". Правило табу гласит
обратное: "Не делай того-то, чтобы не произошло
то-то и то-то".
Нельзя было, по народному
убеждению, выбрасывать на улицу ночью старую
подкову - конь будет спотыкаться, или, того хуже, в
доме не останется человека, способного сесть на
коня; сидеть на пороге, подпершись рукой о
подбородок - это поза горюющего, могут умереть
родители; передразнивать увечного - можешь сам
стать увечным или у тебя родится увечный ребенок
и т. д.
Многочисленны были запреты,
связанные с пищей. Нельзя было давать ребенку
почки - кожа покроется бородавками; угощать
голодного человека первыми плодами урожая -
урожай лишится питательной силы; дарить близким
людям кислые плоды - отношения могут испортиться:
возвращать соседу занятую у него посуду пустой -
человек может обеднеть и т. п.
Существовали запреты та имена:
невестки не называют имен родителей мужа,
заменяя их другими словами. Особые запреты были
для беременных, и для тех, кто с ними общался:
нельзя возле них говорить о болезнях - будущий
ребенок мот заболеть: смущать или пугать
беременную - ребенок может вырасти пугливым; ей
нельзя есть заячье мясо - станет трусливым
ребенок, которого она родит и т. п.
Некоторые запреты
распространялись только на представителей тех
или иных родов. Гогуевы, например, не ели ушей
жертвенных животных, Журтубаевы не прикасались к
предметам, найденным в древних могилах и кладах и
т. п. Введение этих запретов связано с какими-то
случаями. Введением табу человек пытался
защитить себя от всяких непредвиденных
опасностей, не совершая ничего такого, что
однажды привело к беде.