О народных танцах

     Хореографическое искусство карачаево-балкарского народа красочно и своеобразно. Количество танцев и плясок относительно невелико, не более ста.
     В первую очередь надо назвать пляски, связанные с ритуалами и обрядами, почитанием языческих богов. В текстах говорится, что боги любят пляски, исполняемые в их честь, благосклонно взирают на танцующих. Таковы пляски воинственного характера в честь бога грозы и покровителя воинов Элии, пляска юношей, исполнявшаяся при их посвящении в воины - "Чоппа", пляска молодых охотников - "Апсаты", пляска в честь покровителя волков - "Аш-Тотур".
     Танец, посвященный богине-матери огня, покровительницы очага, исполнялся после постройки дома вокруг очага или на плоской крыше.
     Интересно, что сохранилась память об одной тотемической пляске - "Агъаз тепсеу" - "Пляска ласок". Ласка считалась и считается у балкарцев и карачаевцев животным неприкосновенным, почитаемым. К глубокой древности относится возникновение танца "Бийче тепсеу" - "Танец богини", сложного и красивого, иллюстрирующего появление в обществе деления на сословия. Танец посвящен богине Умай-бийче.
     Многие танцы связаны с началом сезонных работ - первой вспашкой, уборкой урожая, жатвой и молотьбой, с праздниками и т. д. Таковы песни-пляски "Эрирей", "Голлу", "Алтын Хардар" и др.
     Конечно, к нынешнему времени большинство этих танцев и плясок исполняться перестали, поскольку были связаны с языческими обрядами и память о них сохранилась только у людей старшего поколения, в записях иностранных и русских путешественников. На свадьбах и праздниках обычно танцуют всего два-три танца - "Тюз тепсеу" (букв. "Прямой танец"), "Тёгерек тепсеу" ("Круговой танец"), "Абезех" (парный танец). Массовые танцы не исполняются вовсе. Отсутствие в большинстве селений самодеятельных танцевальных коллективов и специалистов, которые могли бы заниматься возрождением замечательного хореографического наследия нашего народа делает эту задачу чрезвычайно трудной.

Hosted by uCoz