О народных танцах
Хореографическое искусство
карачаево-балкарского народа красочно и
своеобразно. Количество танцев и плясок
относительно невелико, не более ста.
В первую очередь надо назвать
пляски, связанные с ритуалами и обрядами,
почитанием языческих богов. В текстах говорится,
что боги любят пляски, исполняемые в их честь,
благосклонно взирают на танцующих. Таковы пляски
воинственного характера в честь бога грозы и
покровителя воинов Элии, пляска юношей,
исполнявшаяся при их посвящении в воины -
"Чоппа", пляска молодых охотников -
"Апсаты", пляска в честь покровителя волков -
"Аш-Тотур".
Танец, посвященный богине-матери
огня, покровительницы очага, исполнялся после
постройки дома вокруг очага или на плоской крыше.
Интересно, что сохранилась память
об одной тотемической пляске - "Агъаз
тепсеу" - "Пляска ласок". Ласка считалась и
считается у балкарцев и карачаевцев животным
неприкосновенным, почитаемым. К глубокой
древности относится возникновение танца
"Бийче тепсеу" - "Танец богини",
сложного и красивого, иллюстрирующего появление
в обществе деления на сословия. Танец посвящен
богине Умай-бийче.
Многие танцы связаны с началом
сезонных работ - первой вспашкой, уборкой урожая,
жатвой и молотьбой, с праздниками и т. д. Таковы
песни-пляски "Эрирей", "Голлу", "Алтын
Хардар" и др.
Конечно, к нынешнему времени
большинство этих танцев и плясок исполняться
перестали, поскольку были связаны с языческими
обрядами и память о них сохранилась только у
людей старшего поколения, в записях иностранных
и русских путешественников. На свадьбах и
праздниках обычно танцуют всего два-три танца -
"Тюз тепсеу" (букв. "Прямой танец"),
"Тёгерек тепсеу" ("Круговой танец"),
"Абезех" (парный танец). Массовые танцы не
исполняются вовсе. Отсутствие в большинстве
селений самодеятельных танцевальных
коллективов и специалистов, которые могли бы
заниматься возрождением замечательного
хореографического наследия нашего народа делает
эту задачу чрезвычайно трудной.