Малые жанры народной поэзии

     К малым жанрам народной поэзии можно отнести традиционные благопожелания (алгъыш), загадки (элбер), пословицы (нарт сёзле - "нартские речения"), поговорки ("айтыу"); древнейшими из них , вероятно, являются благопожелания. Правда, нужно сказать, что некоторые из них насчитывают по сотне или даже более строк. Обычно их произносили на застольях, устраиваемых по различным радостным событиям - свадьбах, вечеринках и т. п. Чаще всего они начинаются с призывания благословения Уллу Тейри, пожеланий здоровья и благополучия родным, близким, селу и всему народу. Иногда в них включаются и проклятья всем недругам и недоброжелателям, обычно в остроумной форме.
     Загадки представляют собой небольшие стихотворения из двух или более строк, но, конечно, не более 9-10, виртуозно составленные. Прежде, по рассказам стариков, они служили одним из развлечений на посиделках. Тот, кто загадывал загадку, в том случае, если никто из присутствующих не знал разгадки, требовал за ответ выкуп - село или страну (эл), откуда и само название загадки - элбер (букв. "отдача села, страны"). Тот, кто набирал таким образом наибольшее количество "сел и стран", получал приз.
     Эти вечера загадок имели свое назначение - это были своеобразные уроки по развитию мышления, овладения возможностями языка. Привычное, хорошо известное и потому ставшее незаметным, оборачивалось к человеку, благодаря поэзии загадок, своей необычной стороной, привлекало внимание.
     Ученые считают, что загадки - это остатки тайной речи древних людей. Они были убеждены, что везде - в воде, в лесу, в земле скрываются враждебные человеку существа, и чтобы их перехитрить, достичь успеха в деле, надо скрывать свои намерения, называть вещи другими именами и т. д. Загадки же служили в качестве испытания молодых людей - хорошо ли они усвоили систему тайной речи, можно ли их по этому признаку считать взрослыми и т. д. Главные особенности загадки, как и пословиц и поговорок - краткость, остроумие, умение в немногих словах сказать многое. Ср., например, загадку: "Жаны бар да, къаны жокъ" - Душа есть, а крови нет (Яйцо).
     Карачаево-балкарский народ сложил огромное количество пословиц и поговорок. Пословица - это краткое образное изречение, очень часто рифмованное, в котором обобщен многовековой опыт народа, его понимание жизни и различных ее сторон. Это одновременно и практические советы, и наставления, и наблюдения, и мудрость. Приведем несколько примеров пословиц:

Жау жокъда - батыр кеп,
Дау жокъда - акъыл кёп.

Тойгъан хантын унутур,
Тынган антын унутур.

Жигитлик кишиликден чыгъады.

Бир абыннган - сокъур,
Эки абыннган - акъмажъ.

Много смельчаков, пока нет врага,
Много умных, пока нет спора.

Насытившийся забывает о блюде, которое съел,
Успокоившийся забывает о клятве, которую дал.

Подвиг рождается из мужества.

Споткнувшийся один раз - слеп,
Споткнувшийся дважды - глуп.

     Поговорки определяются как образные выражения, известные всем и применяющиеся для оценки людей. их действий или каких-либо обстоятельств, сравнение. К сожалению, несмотря на то, что балкарцами и карачаевцами в речи используется множество поговорок, остроумных и тонких, отдельного издания поговорок пока нет, они публикуются вперемешку с пословицами. Их анализ мог дать много интересного для выявления особенностей народного мышления и всей художественной системы фольклора. Примеры поговорок: Алты эчкиге тогъуз сюрюучю - На шесть коз девять козопасов. Атха нал ургъанда, макъа да аягъын кётюргенлей - Когда подковывали коня, лягушка тоже поднимала ногу. Киштик, этге жеталмагъанда, бюгюн мен оразама дегенди - Когда кошка не дотянулась до мяса, она сказала, что у нее сегодня пост.
     Разнообразна и устная проза "карачаево-балкарского народа:
     1. Сказки о животных - в них иносказательно изображаются характеры людей, их нравы и взаимоотношения. Чаще всего в них фигурируют лиса - хитрая и коварная, трусливый заяц, добродушный, но глупый медведь, злой и алчный волк, кроткий баран, драчливый петух, умный и добрый конь и т. д.
     2. Волшебные сказки, в которых герои добиваются счастья и удачи благодаря предметам, обладающим магической силой - шапке-невидимке (сибил бёрк), мечу, кольцу, талисману, мудрым советам волшебников и колдуний и т. п. С ними же связаны и богатырские сказки, где роль волшебных предметов выступает не так явно, а на первом плане сила и мужество богатыря, боевые качества его коня.
     3. Бытовые указки - чаще всего они гораздо короче волшебных, это небольшие рассказы, высмеивающие человеческие пороки - жадность, глупость, жестокость и т. п.
     4. Анекдоты - народная память хранит огромное количество этих маленьких шедевров. К сожалению, они еще не изданы и даже не собраны, за исключением части анекдотов о Ходже Насреддине (Насра Ходжа) - любимом и всемирно известном герое юмористических и сатирических рассказов тюркских народов. О нем в народе говорят, что конец света наступит тогда, в тот день, когда ни разу на земле не прозвучит из чьих-либо уст имя веселого мудреца.
     5. Никем еще не собраны и не опубликованы карачаево-балкарские легенды и предания (за исключением некоторых, изданных как до революции, так и в наши дни; но это только малая часть). Сюда включаются рассказы о различных исторических деятелях и событиях, например, легенды о нашествии войск Тамерлана, гибели правителя Золотой Орды Тохтамыша, предания о Карче, о Боташе и многие другие, так и топонимические предания - о происхождении названий местностей, рек, гор и т. п.
     6. Былички - рассказы о столкновениях и встречах человека-самого рассказчика или его знакомого-с представителями сверхъестественных сил - чертями, алмосты, "лесным человеком", ожившими мертвецами, домовыми, оборотнями – обурами, колдунами и колдуньями, говорящими животными, о чудесных случаях и т. п.
     7. Притчи - рассказы назидательного, поучительного характера о тех или иных происшествиях; обычно они заканчиваются выводом, обобщением. Притчи часто носят религиозный характер, но не обязательно. Например, широко известна притча о юноше, который захотел исполнить, уплатить своей матери сыновний долг. Долго думал он, как это сделать, что бы такое совершить. Мать была человеком богомольным, и юноша решил отнести ее на своей спине в Мекку и обратно. Так он и поступил. Но когда он вернулся домой, голос с неба сказал ему: "Ты уплатил матери только одну сотую часть своего долга". Сыновний долг поэтому вечен.
     8. Существовал еще и особенный жанр - ётюрюкле (букв. "вранье", но точнее будет перевести в данном случае как "выдумки"). Это рассказы, в которых самым остроумным образом нагромождены невозможные в жизни события и действия. Но было одно непременное условие - такие рассказы должны были быть связными, представлять одну непрерывную цепь. В стародавние времена рассказчики состязались в сочинении таких выдумок, некоторые из них поражают богатством фантазии. Часто эти выдумки облечены в форму сказки, где герой (чаще всего мальчик-пастух) состязается с чертом. Вот, например, начало одной из таких выдумок: "Когда родился мой отец, я играл во дворе с дедом. Ну, понятное дело, раз человек родился, нужен пир.
    9. Зикиры - песнопения религиозного характера на сюжеты из Корана, о жизни пророка Мухаммада, молитвы, обращенные к Аллаху. Авторами многих зикиров был великий Кязим, авторы других неизвестны.

Hosted by uCoz