Малые жанры народной поэзии
К малым
жанрам народной поэзии можно отнести
традиционные благопожелания (алгъыш), загадки
(элбер), пословицы (нарт сёзле - "нартские
речения"), поговорки ("айтыу"); древнейшими
из них , вероятно, являются благопожелания.
Правда, нужно сказать, что некоторые из них
насчитывают по сотне или даже более строк. Обычно
их произносили на застольях, устраиваемых по
различным радостным событиям - свадьбах,
вечеринках и т. п. Чаще всего они начинаются с
призывания благословения Уллу Тейри, пожеланий
здоровья и благополучия родным, близким, селу и
всему народу. Иногда в них включаются и проклятья
всем недругам и недоброжелателям, обычно в
остроумной форме.
Загадки представляют собой
небольшие стихотворения из двух или более строк,
но, конечно, не более 9-10, виртуозно составленные.
Прежде, по рассказам стариков, они служили одним
из развлечений на посиделках. Тот, кто загадывал
загадку, в том случае, если никто из
присутствующих не знал разгадки, требовал за
ответ выкуп - село или страну (эл), откуда и само
название загадки - элбер (букв. "отдача села,
страны"). Тот, кто набирал таким образом
наибольшее количество "сел и стран", получал
приз.
Эти вечера загадок имели свое
назначение - это были своеобразные уроки по
развитию мышления, овладения возможностями
языка. Привычное, хорошо известное и потому
ставшее незаметным, оборачивалось к человеку,
благодаря поэзии загадок, своей необычной
стороной, привлекало внимание.
Ученые считают, что загадки - это
остатки тайной речи древних людей. Они были
убеждены, что везде - в воде, в лесу, в земле
скрываются враждебные человеку существа, и чтобы
их перехитрить, достичь успеха в деле, надо
скрывать свои намерения, называть вещи другими
именами и т. д. Загадки же служили в качестве
испытания молодых людей - хорошо ли они усвоили
систему тайной речи, можно ли их по этому
признаку считать взрослыми и т. д. Главные
особенности загадки, как и пословиц и поговорок -
краткость, остроумие, умение в немногих словах
сказать многое. Ср., например, загадку: "Жаны
бар да, къаны жокъ" - Душа есть, а крови нет
(Яйцо).
Карачаево-балкарский народ сложил
огромное количество пословиц и поговорок.
Пословица - это краткое образное изречение, очень
часто рифмованное, в котором обобщен
многовековой опыт народа, его понимание жизни и
различных ее сторон. Это одновременно и
практические советы, и наставления, и наблюдения,
и мудрость. Приведем несколько примеров
пословиц:
Жау жокъда - батыр кеп,
Дау жокъда - акъыл кёп.
Тойгъан хантын унутур,
Тынган антын унутур.
Жигитлик кишиликден чыгъады.
Бир абыннган - сокъур,
Эки абыннган - акъмажъ.
Много смельчаков, пока нет врага,
Много умных, пока нет спора.
Насытившийся забывает о блюде,
которое съел,
Успокоившийся забывает о клятве, которую дал.
Подвиг рождается из мужества.
Споткнувшийся один раз - слеп,
Споткнувшийся дважды - глуп.
Поговорки определяются как образные выражения,
известные всем и применяющиеся для оценки людей.
их действий или каких-либо обстоятельств,
сравнение. К сожалению, несмотря на то, что
балкарцами и карачаевцами в речи используется
множество поговорок, остроумных и тонких,
отдельного издания поговорок пока нет, они
публикуются вперемешку с пословицами. Их анализ
мог дать много интересного для выявления
особенностей народного мышления и всей
художественной системы фольклора. Примеры
поговорок: Алты эчкиге тогъуз сюрюучю - На шесть
коз девять козопасов. Атха нал ургъанда, макъа да
аягъын кётюргенлей - Когда подковывали коня,
лягушка тоже поднимала ногу. Киштик, этге
жеталмагъанда, бюгюн мен оразама дегенди - Когда
кошка не дотянулась до мяса, она сказала, что у
нее сегодня пост.
Разнообразна и устная проза
"карачаево-балкарского народа:
1. Сказки о животных - в них
иносказательно изображаются характеры людей, их
нравы и взаимоотношения. Чаще всего в них
фигурируют лиса - хитрая и коварная, трусливый
заяц, добродушный, но глупый медведь, злой и
алчный волк, кроткий баран, драчливый петух,
умный и добрый конь и т. д.
2. Волшебные сказки, в которых герои
добиваются счастья и удачи благодаря предметам,
обладающим магической силой - шапке-невидимке
(сибил бёрк), мечу, кольцу, талисману, мудрым
советам волшебников и колдуний и т. п. С ними же
связаны и богатырские сказки, где роль волшебных
предметов выступает не так явно, а на первом
плане сила и мужество богатыря, боевые качества
его коня.
3. Бытовые указки - чаще всего они
гораздо короче волшебных, это небольшие
рассказы, высмеивающие человеческие пороки -
жадность, глупость, жестокость и т. п.
4. Анекдоты - народная память хранит
огромное количество этих маленьких шедевров. К
сожалению, они еще не изданы и даже не собраны, за
исключением части анекдотов о Ходже Насреддине
(Насра Ходжа) - любимом и всемирно известном герое
юмористических и сатирических рассказов
тюркских народов. О нем в народе говорят, что
конец света наступит тогда, в тот день, когда ни
разу на земле не прозвучит из чьих-либо уст имя
веселого мудреца.
5. Никем еще не собраны и не
опубликованы карачаево-балкарские легенды и
предания (за исключением некоторых, изданных как
до революции, так и в наши дни; но это только малая
часть). Сюда включаются рассказы о различных
исторических деятелях и событиях, например,
легенды о нашествии войск Тамерлана, гибели
правителя Золотой Орды Тохтамыша, предания о
Карче, о Боташе и многие другие, так и
топонимические предания - о происхождении
названий местностей, рек, гор и т. п.
6. Былички - рассказы о
столкновениях и встречах человека-самого
рассказчика или его знакомого-с представителями
сверхъестественных сил - чертями, алмосты,
"лесным человеком", ожившими мертвецами,
домовыми, оборотнями – обурами, колдунами и
колдуньями, говорящими животными, о чудесных
случаях и т. п.
7. Притчи - рассказы назидательного,
поучительного характера о тех или иных
происшествиях; обычно они заканчиваются выводом,
обобщением. Притчи часто носят религиозный
характер, но не обязательно. Например, широко
известна притча о юноше, который захотел
исполнить, уплатить своей матери сыновний долг.
Долго думал он, как это сделать, что бы такое
совершить. Мать была человеком богомольным, и
юноша решил отнести ее на своей спине в Мекку и
обратно. Так он и поступил. Но когда он вернулся
домой, голос с неба сказал ему: "Ты уплатил
матери только одну сотую часть своего долга".
Сыновний долг поэтому вечен.
8. Существовал еще и особенный жанр -
ётюрюкле (букв. "вранье", но точнее будет
перевести в данном случае как "выдумки"). Это
рассказы, в которых самым остроумным образом
нагромождены невозможные в жизни события и
действия. Но было одно непременное условие -
такие рассказы должны были быть связными,
представлять одну непрерывную цепь. В
стародавние времена рассказчики состязались в
сочинении таких выдумок, некоторые из них
поражают богатством фантазии. Часто эти выдумки
облечены в форму сказки, где герой (чаще всего
мальчик-пастух) состязается с чертом. Вот,
например, начало одной из таких выдумок: "Когда
родился мой отец, я играл во дворе с дедом. Ну,
понятное дело, раз человек родился, нужен пир.
9. Зикиры - песнопения религиозного
характера на сюжеты из Корана, о жизни пророка
Мухаммада, молитвы, обращенные к Аллаху. Авторами
многих зикиров был великий Кязим, авторы других
неизвестны.