Музыкальные инструменты
Характер
исполнения песен был разнообразен. В большинстве
случаев исполнитель пел соло, а присутствующие
вели басовое сопровождение (эжиу). Солист
назывался "жыр башчы" - букв.
"предводитель песни". Иногда солист пел,
аккомпанируя себе на том или ином инструменте,
некоторые песни исполнялись только солистом. В
более давние времена исполнители нартского
эпоса назывались "нартчыла", в отличие от
других певцов - "жырчыла". Часто певец
совмещал в себе и автора, и исполнителя.
До недавнего времени существовала
особая форма импровизации - "айтыш", когда
два певца или юноша и девушка создавали песню
прямо на глазах у слушателей, стараясь как можно
остроумнее высмеять соперника.
Устраивались также состязания в
исполнении песен, эти состязания являлись и
частью народных праздников ("Голлу",
"Эрирей", "Чоппа"). В обычное время
кто-либо мог пригласить на пир певцов из
соседнего селения для соревнования со своими
исполнителями. Рассказывают, что однажды
приехали певцы из Безенги в гости в Кашхатау.
После угощения, выставленного хозяином, певцы
стали петь по очереди. По условию, каждую песню
нужно было петь до конца, не искажая и не
пропуская ни одной строки. Состязание длилось до
утра, победили безенгиевцы, за счет того, что
певцы из Кашхатау не смогли вспомнить ни одной
песни в ответ на колыбельную, спетую кем-то из
безенгиевцев, которые также исчерпали свой
репертуар.
Здесь мы перечислим музыкальные
инструменты, которыми пользовались балкарцы и
карачаевцы, предоставляя описание их
специалистам.
1. Къыл къобуз - разновидность
мандолины.
2. Къынгыр къобуз - небольшая
12-струнная арфа.
3. В одной из песен упоминается
широко известный, популярный на Востоке струнный
инструмент - саз. Однако, сказать уверенно, что
балкарцы и карачаевцы пользовались им, мы сейчас
не можем. Возможно, саз имелся только у отдельных
исполнителей.
4. Жия къобуз - смычковый инструмент,
напоминающий скрипку.
5. Сирийца - свирель, флейта.
6. Сыбызгъы - дудка, изготовлялась из
стеблей зонтичного растения "пулгура", из
кости, металла, дерева.
7. Нынну - пищик.
8. Гыбыт къобуз - волынка.
9. Мюйюз къобуз - рожок.
10. Турбин (другое название - "сур
быргъы", букв. "грубая труба") - большая,
длинная труба, с грубым и громким звуком.
11. Жора къобуз ("священный
кобуз") - колокольцы. Представляло собой
навершие из металла или дерева в виде трех или
четырех ветвей, на которых подвешивались
небольшие колокольчики. Ветви эти украшались
резными изображениями птиц или зверей. Навершие
насаживалось на шест.
12. Барабан-барабан, другое название
"тери къобуз" - "кожаный кобуз".
13. Къонгуроу къобуз-бубен.
14. Къанга къобуз - небольшая доска
из хорошо высушенного дерева. Чаще всего
использовалась при исполнении нартских песен -
сказитель отбивал тонкой палочкой ритм в такт
исполняемой песне.
15. Харс - трещотка, изготовлялась из
нескольких тонких дощечек, связанных ремешком.
16. Шах-шах - (букв. "мак") -
шумовой инструмент, изготовлялся из бычьего
рога. К нему приделывали ручку, внутри были
камешки или фасоль, а отверстие запаивалось
медной или серебряной пластинкой. К сожалению, в
силу разного рода причин, и в первую очередь того
далеко зашедшего процесса разрушения народной
культуры, который наблюдается на протяжении
всего 20-го века, почти все эти инструменты
перестали использоваться и были вытеснены
заимствованным инструментом-гармоникой. То же
самое относится и к певческой традиции и манере
исполнения, о которых мы можем судить по записям
лучших сказителей. Возможно ли возрождение, пока
сказать трудно. Некоторые усилия в этом
направлении были сделаны в
фольклорно-этнографическом ансамбле
"Балкария", но этих усилий явно
недостаточно, нужен оркестр народных
инструментов, нужен хор, нужно целенаправленное
изучение и освоение народной музыкальной
культуры, - пока не поздно.