Музыкальные инструменты

     Характер исполнения песен был разнообразен. В большинстве случаев исполнитель пел соло, а присутствующие вели басовое сопровождение (эжиу). Солист назывался "жыр башчы" - букв. "предводитель песни". Иногда солист пел, аккомпанируя себе на том или ином инструменте, некоторые песни исполнялись только солистом. В более давние времена исполнители нартского эпоса назывались "нартчыла", в отличие от других певцов - "жырчыла". Часто певец совмещал в себе и автора, и исполнителя.
     До недавнего времени существовала особая форма импровизации - "айтыш", когда два певца или юноша и девушка создавали песню прямо на глазах у слушателей, стараясь как можно остроумнее высмеять соперника.
     Устраивались также состязания в исполнении песен, эти состязания являлись и частью народных праздников ("Голлу", "Эрирей", "Чоппа"). В обычное время кто-либо мог пригласить на пир певцов из соседнего селения для соревнования со своими исполнителями. Рассказывают, что однажды приехали певцы из Безенги в гости в Кашхатау. После угощения, выставленного хозяином, певцы стали петь по очереди. По условию, каждую песню нужно было петь до конца, не искажая и не пропуская ни одной строки. Состязание длилось до утра, победили безенгиевцы, за счет того, что певцы из Кашхатау не смогли вспомнить ни одной песни в ответ на колыбельную, спетую кем-то из безенгиевцев, которые также исчерпали свой репертуар.
     Здесь мы перечислим музыкальные инструменты, которыми пользовались балкарцы и карачаевцы, предоставляя описание их специалистам.
     1. Къыл къобуз - разновидность мандолины.
     2. Къынгыр къобуз - небольшая 12-струнная арфа.
     3. В одной из песен упоминается широко известный, популярный на Востоке струнный инструмент - саз. Однако, сказать уверенно, что балкарцы и карачаевцы пользовались им, мы сейчас не можем. Возможно, саз имелся только у отдельных исполнителей.
     4. Жия къобуз - смычковый инструмент, напоминающий скрипку.
     5. Сирийца - свирель, флейта.
     6. Сыбызгъы - дудка, изготовлялась из стеблей зонтичного растения "пулгура", из кости, металла, дерева.
     7. Нынну - пищик.
     8. Гыбыт къобуз - волынка.
     9. Мюйюз къобуз - рожок.
     10. Турбин (другое название - "сур быргъы", букв. "грубая труба") - большая, длинная труба, с грубым и громким звуком.
     11. Жора къобуз ("священный кобуз") - колокольцы. Представляло собой навершие из металла или дерева в виде трех или четырех ветвей, на которых подвешивались небольшие колокольчики. Ветви эти украшались резными изображениями птиц или зверей. Навершие насаживалось на шест.
     12. Барабан-барабан, другое название "тери къобуз" - "кожаный кобуз".
     13. Къонгуроу къобуз-бубен.
     14. Къанга къобуз - небольшая доска из хорошо высушенного дерева. Чаще всего использовалась при исполнении нартских песен - сказитель отбивал тонкой палочкой ритм в такт исполняемой песне.
     15. Харс - трещотка, изготовлялась из нескольких тонких дощечек, связанных ремешком.
     16. Шах-шах - (букв. "мак") - шумовой инструмент, изготовлялся из бычьего рога. К нему приделывали ручку, внутри были камешки или фасоль, а отверстие запаивалось медной или серебряной пластинкой. К сожалению, в силу разного рода причин, и в первую очередь того далеко зашедшего процесса разрушения народной культуры, который наблюдается на протяжении всего 20-го века, почти все эти инструменты перестали использоваться и были вытеснены заимствованным инструментом-гармоникой. То же самое относится и к певческой традиции и манере исполнения, о которых мы можем судить по записям лучших сказителей. Возможно ли возрождение, пока сказать трудно. Некоторые усилия в этом направлении были сделаны в фольклорно-этнографическом ансамбле "Балкария", но этих усилий явно недостаточно, нужен оркестр народных инструментов, нужен хор, нужно целенаправленное изучение и освоение народной музыкальной культуры, - пока не поздно.

Hosted by uCoz