Народная лирика

     Огромный пласт музыкальной культуры балкарцев и карачаевцев составляют лирические песни, чрезвычайно разнообразные по форме и содержанию. Это и песни о любви (ийнар), песни юмористические (чам жырла), и песни-плачи, сложённые по поводу трагической гибели того или иного человека (кюй), виртуозные, демонстрирующие гибкость и богатство языка, замечательно остроумные песенки для детей. Очень много колыбельных песен (бешик жырла), в которых матери выпевали свою нежность, свои мечты о будущем своих детей, причем есть колыбельные с устойчивыми текстами и мелодиями, известные многим, но чаще каждая мать импровизировала, слагала колыбельные сама.
     Фольклорная традиция не заглохла и в 20 веке, когда были сложены песни о событиях 20-х годов - об организации колхозов, репрессиях и репрессированных в 30-е годы, много песен сложено о Великой Отечественной войне. Особый пласт составляют песни о выселении балкарцев и карачаевцев в Казахстан и Среднюю Азию в 1943-1944 годах, и песни, сложенные на чужбине ("кёчгюнчюлюк жырла" - песни о выселении). Интересно, что несмотря на всю тяжесть испытаний, выпавших на долю балкарцев и карачаевцев, в эти годы было сложено немало песен о любви, юмористические и т. д. Но, конечно, основная масса этих песен носит трагический характер, в них с большой художественной силой отразились тоска по родине, протест против чудовищного насилия над народом.
     Гораздо меньше записано наигрышей (тартыу), а их, по словам сказителей, было много. Они назывались по именам авторов, или, если были связаны с какими-либо обрядами посвящения, "охотничьими", "пастушескими" и т. д.

Hosted by uCoz