Народная лирика
Огромный
пласт музыкальной культуры балкарцев и
карачаевцев составляют лирические песни,
чрезвычайно разнообразные по форме и содержанию.
Это и песни о любви (ийнар), песни юмористические
(чам жырла), и песни-плачи, сложённые по поводу
трагической гибели того или иного человека (кюй),
виртуозные, демонстрирующие гибкость и
богатство языка, замечательно остроумные
песенки для детей. Очень много колыбельных песен
(бешик жырла), в которых матери выпевали свою
нежность, свои мечты о будущем своих детей,
причем есть колыбельные с устойчивыми текстами и
мелодиями, известные многим, но чаще каждая мать
импровизировала, слагала колыбельные сама.
Фольклорная традиция не заглохла и
в 20 веке, когда были сложены песни о событиях 20-х
годов - об организации колхозов, репрессиях и
репрессированных в 30-е годы, много песен сложено
о Великой Отечественной войне. Особый пласт
составляют песни о выселении балкарцев и
карачаевцев в Казахстан и Среднюю Азию в 1943-1944
годах, и песни, сложенные на чужбине
("кёчгюнчюлюк жырла" - песни о выселении).
Интересно, что несмотря на всю тяжесть испытаний,
выпавших на долю балкарцев и карачаевцев, в эти
годы было сложено немало песен о любви,
юмористические и т. д. Но, конечно, основная масса
этих песен носит трагический характер, в них с
большой художественной силой отразились тоска
по родине, протест против чудовищного насилия
над народом.
Гораздо меньше записано наигрышей
(тартыу), а их, по словам сказителей, было много.
Они назывались по именам авторов, или, если были
связаны с какими-либо обрядами посвящения,
"охотничьими", "пастушескими" и т. д.