Тейри
Верховных богом в языческой религии балкарцев и
карачаевцев, как и в религиях многих других
тюркских народов, был Тейри. Его именуют также
Уллу Тейри (Великий Тейри), Хан Тейри
(Властительный Тейри), Кёк Тейриси (Бог Неба),
видимо, для того, чтобы подчеркнуть его
всевластие, а также чтобы отличить от других
богов-тейри. Этому же божеству, под сходными
именами - Тенгри, Тенгир, Тенгри-хан, Тангра -
поклонялись и древние тюркоязычные народы -
гунны, савиры, булгары, хазары и многие др.
Великий Тейри считался у балкарцев
и карачаевцев неограниченным владыкой мира и
богов, ни одно событие не могло, по народным
понятия м, произойти без его ведома и воли. Никто -
ни люди, ни божества - не смеют ослушаться его. В
мифах к небесному богу обращаются с жалобами
даже сами могущественные боги; например, Апсаты,
обращаясь к Тейри, попросил превратить домашних
коз одного очень богатого, но жадного человека в
диких: тот же Апсаты жалуется Тейри на несчастную
судьбу одного юноши, чью жизнь не смог спасти сам
Апсаты.
В глубокой древности Тейри, кроме
того, представлялся борцом против чудовищ,
великим героем. В одном из мифов говорится, что
драконы от страха перед Тейри, ревут "как
старые вепри".
Сохранилось нартское сказание о
том, как боги испытывали своих любимцев-нартов на
празднике "Голлу". Сам Великий Тейри на
праздник не является, он посылает туда 90 тейри во
главе с Элией. Боги следят за состязаниями
нартов, любуются их плясками и поединками с
эмегенами, а в конце в круг выходит бог смерти
Кюйсюз Тейри ("безжалостный тейри") и
вызывает на бой любого из богов. Вызов принимает
Элия и побеждает свирепого бога смерти, который
вынужден спасаться бегством, не выдержав жара,
который исходит от огненного кинжала Элии.
Кроме того, Великий Тейри является
действующим лицом нартского эпоса, как и
некоторые другие божества (Дебет, Сатанай). Он
рождается на земле в образе человека и
становится во главе нартов, чтобы истребить
враждебные человеку существа - драконов,
эмегенов и т. п. (см. об этом ниже).
Если брать всю языческую религию
балкарцев и карачаевцев в целом, то она
представляет собой достаточно стройную систему,
являясь разновидностью обще-тюркской религии -
тенгрианства. Все мифологические существа
делятся на восемь классов - по степени могущества
и значения:
1. Великий Тейри
2. Класс других тейри (боги-творцы)
3. Класс богов-отцов
4. Класс богинь-матерей
5. Класс духов-хозяев мест и вод
6. Класс демонов (Бастырык, Азмыч и
др.).
7. Класс чудовищ (драконы, эмегены и
т. п.)
8. Олицетворение сил природы в образах
животных (бык воды, бык земли и др.)