Солнечные божества
Олицетворения солнца образуют целую группу в
системе языческой религии балкарцев и
карачаевцев. Конечно, к ним, в первую очередь,
обращались с просьбой о даровании богатого
урожая. Одним из древнейших среди этих божеств
можно считать покровителя плодородия Золотого
Хардара (Алтын Хардар). Он представлялся в виде
золотого барана. Праздник, посвященный ему,
проводили перед весенней пахотой. Слово
"хардар" означает также "обилие,
изобилие". Иногда и сейчас можно услышать, как
указывая на накрытый стол, говорят: "Ма бу
хардар бла ант этеме..." - клянусь вот этим
хардаром (изобилием).
Другое, очень почитаемое солнечное
божество - Голлу (имя означает "огненный,
владеющий огнем", от древнего слова "гол,
гул" - огонь). Его представляли в образе
прекрасного всадника, одетого в золотую шубу и
восседающего на белом коне. Это божество весны и
воскресающей после зимних холодов природы, бог
веселья и радости. В древности, очевидно, Голлу
считался умирающим и воскресающим богом,
олицетворением оживляющей природу силы солнца.
Поэтому праздник в честь Голлу проводился весной
(по другим сведениям-22 июня), в дни весеннего
равноденствия, в середине марта. Праздник был
общенациональным на него съезжались в селение В.
Балкария представители всех селений Балкарии,
Карачая и Дитории. Все сословные различия между
участниками празднества отменялись - все
считались равными - и князья, и уздени, и культ
(крепостные). Люди обращались за решением спорных
вопросов к Тёре - суду, проводились состязания в
народных видах спорта ( борьба, скачки, стрельба,
бег, бой на палках, толкание камня и т. п.).,
избиралась самая красивая девушка. К празднику
готовились задолго до его начала - шили красивую
одежду, выезжали конец и т. п. Являться на
"Голлу" с оружием было запрещено, так же, как
и браниться, ссориться; напиваться пьяным
считалось особенно большим позором.
Олицетворением солнца, возможно,
древнейшим из всех было божество КЪАЙНАР
("горячий, кипящий"). Сохранился миф, в
котором говорится, что Кайнар сотворил мир, а
затем уже вместе с другими богами сотворил
животных и людей. Летом Кайнар посылает тепло в
наш мир, а зимой его часть отдает миру мертвых
(Ёксюзле Дуниясы - букв. "мир сирот"). Однажды,
говорится в мифе, Кайнар, разгневанный туманами,
которые не пропускали его лучей, изрыгнул из
своего чрева дождь золотых, медных, серебряных и
железных камней. Вот откуда появились на земле
металлы.
И, наконец, нужно сказать о
боге-покровителе кузнечного дела Золотом Дебете,
еще одном олицетворении солнца. Дебет, по мифу,
собрал металлы, которые изрыгнул Кайнар, стал
ковать из них орудия труда и оружие для своих
сыновей и внуков-богатырей - нартов, к нарты стали
одолевать своих врагов - драконов и эмегенов.
Поскольку Дебет является прародителем эпических
богатырей, о нем будет сказано ниже, в главе о
нартском эпосе, как и о богине луны –
Сатанай-бийче.