В
качестве богов грозы, грома и молнии наши предки
почитали Чоппу, Шиблю и Элию. Возможно, что первые
два божества - это один и тот же образ, который
стали потом понимать как двух богов. Элия,
покровитель молнии и воинов, вошел в
карачаево-балкарскую мифологию из христианства
(св. Илья).
Чоппа, кроме того, что был богом
грозы, считался также покровителем урожая,
браков и детей. В песнях-обращениях к божеству
звучат просьбы послать дождь, умерить жару,
прославляется мощь и щедрость Чоппы. В одном из
гимнов Чоппа назван вторым после Тейри богом. К
Чоппе обращались, прося защитить луну от дракона
(или Желмауз). Во многих селениях или возле них
находились священные "камни Чоппы", возле
которых устраивались праздники и исполнялись
ритуальные пляски. К помощи Чоппы обращались с
молитвами и исполнением гимна, когда кого-либо
поражала молния. Имя божества происходит от
"чёл" - колос, злак, и "бай" - бог: "бог
злаков".
В древности Чоппа совмещал много
функций - он покровитель и грозы, и урожая, и бури,
и деторождения, и воинов. Позже функции бога
ветра перешли к Эри-рею, а покровителем воинов
стал считаться Элия. Но во многих случаях Шибля,
Элия и Чоппа заменяют друг друга, поскольку все
считались грозовыми божествами.