Грозовые божества

     В качестве богов грозы, грома и молнии наши предки почитали Чоппу, Шиблю и Элию. Возможно, что первые два божества - это один и тот же образ, который стали потом понимать как двух богов. Элия, покровитель молнии и воинов, вошел в карачаево-балкарскую мифологию из христианства (св. Илья).
     Чоппа, кроме того, что был богом грозы, считался также покровителем урожая, браков и детей. В песнях-обращениях к божеству звучат просьбы послать дождь, умерить жару, прославляется мощь и щедрость Чоппы. В одном из гимнов Чоппа назван вторым после Тейри богом. К Чоппе обращались, прося защитить луну от дракона (или Желмауз). Во многих селениях или возле них находились священные "камни Чоппы", возле которых устраивались праздники и исполнялись ритуальные пляски. К помощи Чоппы обращались с молитвами и исполнением гимна, когда кого-либо поражала молния. Имя божества происходит от "чёл" - колос, злак, и "бай" - бог: "бог злаков".
     В древности Чоппа совмещал много функций - он покровитель и грозы, и урожая, и бури, и деторождения, и воинов. Позже функции бога ветра перешли к Эри-рею, а покровителем воинов стал считаться Элия. Но во многих случаях Шибля, Элия и Чоппа заменяют друг друга, поскольку все считались грозовыми божествами.

Hosted by uCoz