Боги-отцы
Вслед за
появлением культа богинь-матерей в
карачаево-балкарской языческой религии появился
культ богов-отцов; и точно также считалось, что у
всего на свете есть свой бог-покровитель отец - у
вод, у деревьев, предметов и т. д. Например, тот же
Е. Баранов писал, что по воззрениям балкарцев суу
анасы и суу атасы живут в реках и озерах, и что
существа это добрые - спасают утопающих. Если же
кто-нибудь утонет, то говорят, что они чем-то
рассердили отца воды или мать воды.
Но были и главные боги-отцы стихий.
Это Отец Земли Даулет (жер атасы Даулет). Отец
Ветра Эрирей (жел атасы Эрирей), Отец Огня Татай
(от атасы Та-тай), Отец Воды Суулемек (суу атасы
Суулемен). Их почитали, как и богинь-матерей,
мужьями которых они считались, в их честь
складывали гимны (некоторые из них сохранились).
Каждый из них считался покровителем и хозяином
одной из стихий. Даулет, например, мог даровать
урожай угодившим ему людям, но мог, как считали, и
лишить его, сделать труд людей бесплодным. К
Эрирею обращались, прося поднять ветер во время
веяния зерна и т. и.