Богини-матери стихий
Постепенно из древнейших пластов мифологии и
религии тюркоязычных предков
карачаево-балкарского народа складывалась
система их религиозно-мифологических воззрений.
Важное место в ней занимают богини-матери,
пользовавшиеся всеобщим почитанием. Мать Огня
называли ТЫПАНА или ТЕПЕНА, от древнего слова
"тып" - огонь и "ана" - мать. МАТЬ ВОДЫ
звали АНЕКЕЙ (матушка) или Дамметтир, Мамметтир
("распоряжающаяся влагой"). Ее изображали
как неслыханную красавицу огромного роста -
белолицую, с синими волосами, с которых на горы и
долины стекают потоки дождя, вокруг головы
которой стоит радуга. Мать Земли называлась
ДАУЧЕ - от "джайыучу" - плодящая,
производящая. У нее был сын по имени Сауман (или
Сакман), тоже божество. Матерью Ветра была
ХИМИККИ -от "хим, хым, хам" - "легкий,
пустой". Ее сыновьями считали богов ветра
Гылана и Гория. Говорили, что Мать Ветра живет на
краю мира, в горной пещере, откуда иногда
выпускает порезвиться своих буйных сыновей, и
тогда на земле поднимается ветер, бури, ураганы.
Когда они возвращаются, Химикки закрывает вход в
пещеру и на земле воцаряется тишина. У матери
ветра было и другое имя - Дыдай.
Матерью снов как уже говорилось,
считалась Чомпараш (Жумпараш). Но это главные
богини. Кроме них, по карачаево-балкарским
верованиям, было множество и других
богинь-матерей - у каждой местности своя ЖЕР
АНАСЫ, речки - своя СУУ АНАСЫ, у каждого очага - ОТ
АНАСЫ. Была богиня - МАТЬ НЕБА (КЁК АНАСЫ). Вообще
считали, что у всего на свете, у каждого предмета,
вещи, явления и т. д. есть своя покровительница -
мать, богиня.
В воде, кроме того, обитали СУУ
КЪЫЗЛАРЫ - ("дочери вод""), в скалах - КЪАЯ
КЪЫЗЛАРЫ ("дочери скал").
На какой-то стадии развития
карачаево-балкарские религиозные представления
достигли точки, на которой все эти женские образы
стали обобщаться в один образ. Так появилась
богиня АЖАМ ("госпожа"), олицетворяющая все
силы природы в одном образе: голова у нее - пламя,
из спины проступает вода, подошвы ног ее толстые,
как земля, ее дыхание-свист ветра. Кроме того, в ее
облике есть черты, напоминающие Агъач Киши и
Алмасты - об Ажам говорится, что у нее на поясе
топор, и что она вся обросла рыжими волосами.
Ажам, Великой Госпоже Природы,
приносили жертвы и дары, прося милости, моля быть
снисходительной к людям, не причинять им ущерба.