Богини-матери стихий

     Постепенно из древнейших пластов мифологии и религии тюркоязычных предков карачаево-балкарского народа складывалась система их религиозно-мифологических воззрений. Важное место в ней занимают богини-матери, пользовавшиеся всеобщим почитанием. Мать Огня называли ТЫПАНА или ТЕПЕНА, от древнего слова "тып" - огонь и "ана" - мать. МАТЬ ВОДЫ звали АНЕКЕЙ (матушка) или Дамметтир, Мамметтир ("распоряжающаяся влагой"). Ее изображали как неслыханную красавицу огромного роста - белолицую, с синими волосами, с которых на горы и долины стекают потоки дождя, вокруг головы которой стоит радуга. Мать Земли называлась ДАУЧЕ - от "джайыучу" - плодящая, производящая. У нее был сын по имени Сауман (или Сакман), тоже божество. Матерью Ветра была ХИМИККИ -от "хим, хым, хам" - "легкий, пустой". Ее сыновьями считали богов ветра Гылана и Гория. Говорили, что Мать Ветра живет на краю мира, в горной пещере, откуда иногда выпускает порезвиться своих буйных сыновей, и тогда на земле поднимается ветер, бури, ураганы. Когда они возвращаются, Химикки закрывает вход в пещеру и на земле воцаряется тишина. У матери ветра было и другое имя - Дыдай.
     Матерью снов как уже говорилось, считалась Чомпараш (Жумпараш). Но это главные богини. Кроме них, по карачаево-балкарским верованиям, было множество и других богинь-матерей - у каждой местности своя ЖЕР АНАСЫ, речки - своя СУУ АНАСЫ, у каждого очага - ОТ АНАСЫ. Была богиня - МАТЬ НЕБА (КЁК АНАСЫ). Вообще считали, что у всего на свете, у каждого предмета, вещи, явления и т. д. есть своя покровительница - мать, богиня.
     В воде, кроме того, обитали СУУ КЪЫЗЛАРЫ - ("дочери вод""), в скалах - КЪАЯ КЪЫЗЛАРЫ ("дочери скал").
     На какой-то стадии развития карачаево-балкарские религиозные представления достигли точки, на которой все эти женские образы стали обобщаться в один образ. Так появилась богиня АЖАМ ("госпожа"), олицетворяющая все силы природы в одном образе: голова у нее - пламя, из спины проступает вода, подошвы ног ее толстые, как земля, ее дыхание-свист ветра. Кроме того, в ее облике есть черты, напоминающие Агъач Киши и Алмасты - об Ажам говорится, что у нее на поясе топор, и что она вся обросла рыжими волосами.
     Ажам, Великой Госпоже Природы, приносили жертвы и дары, прося милости, моля быть снисходительной к людям, не причинять им ущерба.

Hosted by uCoz