Умай-бийче и Байрым-бийче

     Как уже было сказано выше, слово "бай", а также слово "бий" (князь) имели в древнюю эпоху другие значения - "хозяин, владыка, бог", слово "бийче" - "богиня".
     Умай-бийче является одним из древнейших образов не только в карачаево-балкарском, но и в мифологии всех тюркских народов. Ее имя означает "лебедь-богиня". Древние предки тюркоязычных народов почитали лебедя-птицу, которая может передвигаться и по земле, и по поде, и по воздуху. У них был миф, согласно которому впервые дни творения не было ничего, кроме воды, на поверхности которой плавала лебедь. Потом она нырнула и достала со дна мирового океана землю, которая стала разрастаться и на ней появились горы, реки, растения и животные. Поэтому тюрки почитали Умай как родительницу мира (по другому варианту мифа, мир первоначально представлял собой яйцо, снесенное лебедью - Умай). С течением времени Умай-бийче стала представляться в образе прекрасной женщины, иногда спускающейся к людям с неба, а почитать ее стали в качестве богини - покровительницы материнства.
     В десятом веке н.э., когда балкарцы и карачаевцы – аланы - приняли христианство, образ Умай-бийче стал сливаться с образом Девы Марии, матери Иисуса Христа, но так и не слился до конца. Поэтому в карачаево-балкарской мифологии остались две богини материнства - Умай и дева Мария, которую стали именовать Байрым-бийче.

Hosted by uCoz