Умай-бийче и Байрым-бийче
Как уже
было сказано выше, слово "бай", а также слово
"бий" (князь) имели в древнюю эпоху другие
значения - "хозяин, владыка, бог", слово
"бийче" - "богиня".
Умай-бийче является одним из
древнейших образов не только в
карачаево-балкарском, но и в мифологии всех
тюркских народов. Ее имя означает
"лебедь-богиня". Древние предки
тюркоязычных народов почитали лебедя-птицу,
которая может передвигаться и по земле, и по поде,
и по воздуху. У них был миф, согласно которому
впервые дни творения не было ничего, кроме воды,
на поверхности которой плавала лебедь. Потом она
нырнула и достала со дна мирового океана землю,
которая стала разрастаться и на ней появились
горы, реки, растения и животные. Поэтому тюрки
почитали Умай как родительницу мира (по другому
варианту мифа, мир первоначально представлял
собой яйцо, снесенное лебедью - Умай). С течением
времени Умай-бийче стала представляться в образе
прекрасной женщины, иногда спускающейся к людям
с неба, а почитать ее стали в качестве богини -
покровительницы материнства.
В десятом веке н.э., когда балкарцы и
карачаевцы – аланы - приняли христианство, образ
Умай-бийче стал сливаться с образом Девы Марии,
матери Иисуса Христа, но так и не слился до конца.
Поэтому в карачаево-балкарской мифологии
остались две богини материнства - Умай и дева
Мария, которую стали именовать Байрым-бийче.