Не
имеющие облика - Бастырыкъ, Байча, Азмыч.
Воздействием демона Бастырыкъ ("душитель,
давитель"), балкарцы и карачаевцы объясняли
состояние внезапного оцепенения тела, которое
наступает иногда после кошмарного сна, но иногда
и во время бодрствования. Человек осознает
происходящее, но не может пошевелиться. Не имея
своего облика, Бастырыкъ, по рассказам стариков,
может принять вид змеи, лягушки, кошки и т. п.
Азмыч также представлялся
существом, враждебным по отношению к людям.
Жертвами его становились, по народному
верованию, одинокие путники. Азмыч окликал их
голосом знакомого человека, а когда путник
откликался, то попадал во власть демона, который
уводил его и сбрасывал со скалы. Имя демона
объясняется в значении "сбивающий с пути".
Байча напоминает Азмыча - тоже, как
считалось, окликает человека голосом его
знакомого или родственника. Если оклик был
резким - быть беде, если спокойным - будет удача,
счастье. Чтобы отвести беду, нужно было ответить
ему благословением или пригласить Байчу в гости.
Тогда Байча менял гнев на милость и благословлял
человека.
Напоминает этих трех демонов и
Къара-къура - злой дух, насылающий на людей
кошмарные сны и видения. Обычно его именем пугали
детей.
Имя "байча" означает "божок,
хозяин" - от древнего значения слова "Бай"
- хозяин, владыка, бог. Имя Къара-къура -
"черно-серый".