Чудовища и страшилища
Конечно,
могучие силы природы во много раз превышали
возможности и силы человека. Поэтому при их
олицетворении стихиям придавался облик
громадных и уродливых существ, грозных и
прожорливых.
К наиболее древним из таких существ
в карачаево-балкарской мифологии относится,
наверное, дракон (сарыуек) - змей с тремя, семью
или девятью головами, чудовищной величины и мощи.
В сказках и в эпосе .дракон представляется как
существо, враждебное людям - он преграждает
течение реки или выпивает воду в ней, отчего
наступает голод и засуха. Он требует в уплату за
воду дань - красивых девушек, которых тут же
съедает. В древности дракон считался
покровителем воды, земли, он мог поэтому даровать
урожай или лишить его. Пытаясь задобрить его, ему
в жертву приносили девушек. Такой обряд
сохранялся у карачаевцев долго (конечно, в
измененном виде: девушку перед пахотой окапывали
в землю, а затем старики уговорами
"выкупали" ей свободу.
Часто упоминаются в мифах и сказках
птицы Анкъа или Анкъар. Они могут уносить и людей,
и жеребят, коров и т. д. Считалось, что эти птицы
живут на краю земли, в высоких горах.
Самые известные в
карачаево-балкарском фольклоре чудовища -
эмегены, великаны уродливого вида, сплошь
обросшие густой шерстью, тупоголовые и
прожорливые. Особенно они любят человеческое
мясо. Они отдаленно напоминают людей тем, что
умеют разговаривать, из хозяйственных занятий
они знают только одно - пасти коз. Кровь их
ядовита. Эмегены в эпосе являются смертельными
врагами нартов, с которыми ведут жестокую борьбу.
В конце концов нарты одолевают их и в последнем
решающем сражении уничтожают всех до одного.
Другое мифологическое существо,
напоминающее эмегена - "лесной человек"
(агъач киши). Он огромного роста и силы, с острым, в
виде топора, костяным наростом на груди. Он
.может, по мифам и сказкам, напасть на человека, но
может и помочь. Очень много рассказов о встрече
одинокого охотника с одним из Агъач Киши, ночью, у
костра. Когда охотник, обманув задремавшее
чудовище, забирается на дерево, положив вместо
себя бревно и накрыв буркой, тот просыпается, и
думая, что охотник спит, бросается грудью на это
бревно. Охотник ранит его выстрелом и Агъач Киши
убегает.
Кроме того, Агъач Киши
представлялся нашим предкам хранителем леса. Он
строго следил, чтобы люди зря не рубили деревья -
за это он жестоко наказывал. Иногда
рассказывается, что "лесных людей" было
много, и что они жили стадами, бродя по лесам.
Другое страшное существо - алмасты.
Они, как и люди, делятся на мужчин и женщин, но
чаще рассказывают о женщинах. Их описывают то как
очень безобразных, то как неслыханный красавиц, с
длинными до пят волосами, безо всякой одежды. Они
могут жить и в лесу, в оврагах, но могут
поселиться на чердаке дома и тогда нужно
оставлять там еду для алмасты. Убивать алмасты,
как считали, нельзя - перед смертью это существо
проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается.
Рассказывают о гигантских пауках,
величиной с большую корзину, нападавших на людей.
Спасаясь от них, люди бежали на равнины или на
вершины гор - пауки туда вскарабкаться не могли. В
конце концов они были истреблены нартами.
О нескольких мифологических
чудовищах никаких мифов не сохранилось. Это
Хохури - небесный волк с длинной и зубастой
пастью. Къан Тулукъ - страшное существо,
напоминающее сосуд с кровью, верхняя оболочка
которого очень тонка, и если хоть слепка
коснуться его, оттуда на человека брызгает
ядовитая кровь и человек заболевает и умирает.
О плохом человеке говорят: "Къан
Тулукъ!". По верованиям кумыков, это существо
выходило из могилы злой женщины в полночь, на
поиски добычи.
Такими же враждебными человеку
существами были, видимо, и два других - эмгек
(кровосос) и эмеуюл. Возможно, впрочем, что это два
названия одного демона.
Возможно также, что некими грозными
существами считались Бабай и Маму, именами
которых пугают детей. Первое напоминает имя
скифского бога грома - Папай, которое в такой
форме сохранилось в одном из заклинаний.
Хорошо известно в
карачаево-балкарской мифология другое чудовище -
Желмауз. Это кровожадная людоедка, обладающая
неимоверной силой, со стальными зубами. Некогда
она была разорвана на части крылатыми собаками
нарта Кыйынлы). Но ее голова вместе с
вцепившимися в нее собаками (они называются
самырами) улетела в небо, где собаки стали
охранять от нее луну. Один раз в течение года
собаки от усталости засыпают, и тогда голова
Желмауз набрасывается на луну, пытаясь ее
проглотить, отчего происходят лунные затмения.
Тогда люди начинают стрелять из ружей, кричать,
бить в медные тазы, чтобы, разбудить собак. Те
просыпаются и оттаскивают голову Желмауз от
луны, и она снова светлеет.
Иногда встречаются в сказках некие
страшные и могучие существа - ДЕУ - великаны с
длинными кривыми когтями, напоминающие по
описаниям эмегенов. Обычно они охраняют
волшебное дерево или какое-нибудь другое
сокровище.